Салават Щербаков: «Бронза донесет будущим поколениям наше приветствие!»
В московском парке культуры и отдыха «Ходынское поле» руководители транспортной отрасли России открыли 17 июня памятник в честь 100-летия отечественной гражданской авиации.
Автор монумента - российский скульптор, академик Российской академии художеств, народный художник России Салават Щербаков. В интервью пресс-службе Росавиации он рассказал о работе над главным памятником гражданским авиаторам нашей страны.
— Салават Александрович, какова идея памятника — как она возникла и что означает?
- Идея памятника гражданской авиации России возникала не сразу. Необходим был поиск правильного и яркого решения. Сначала мы погрузились в эту, очень важную для нашей страны, тему. Изучили очень глубоко, с учетом всех деталей.
Гражданская авиация России родилась (чуть более) 100 лет назад и прошла очень большой и славный путь. Нашей огромной стране всегда была необходима надежная и сильная авиаотрасль. Ведь авиация незаменима - она связывает всю страну, делает ее регионы, их жителей ближе друг к другу. Легендарная история создания отечественных самолетов - это ярчайшая страница отечественной истории.
Центром композиции памятника является бронзовая карта России на поверхности земного шара. Над Россией взлетает первый в мире пассажирский сверхзвуковой лайнер Ту-144. Этот сюжет символизирует огромное воздушное пространство над нашей страной и силу отечественной авиационной отрасли. И главное в нем - это люди, которые работают в гражданской авиации: пилот и стюардесса, возвращающиеся после рейса. Они символизируют безопасность и комфорт полета для пассажира.
Вокруг основной композиции расположено три стелы с рельефами. Сюжеты рельефов - это славные и героические страницы из истории авиации. Это и спасение челюскинцев, и первые самолеты на заре авиации, и полеты высших руководителей нашей страны, и работа наземных служб.
— Как выглядит процесс создания памятника, как все начинается?
- Чтобы найти правильное эскизное решение необходимо получить нужную и объемную информацию от специалистов, экспертов и историков - от тех, кто лучше всего разбирается в этой значимой части нашей истории.
На следующем этапе, когда эскиз уже готов, его необходимо согласовать с заказчиком, уточнить некоторые детали. Далее, после согласования проекта мы приступили к работе в глине в размере памятника.
И после согласования с руководством модели в глине, приступили к гипсовой формовке и проработке промежуточной восковой модели. С этого момента плавится бронза, заливается в формы. Происходит магия литья - изготовление памятника. А бронза «спрессовывает время».
До нас дошли бронзовые герои отлитые тысячелетия назад, и мы расскажем нашим внукам о работе и подвиге наших граждан, о технической и научной силе авиаконструкторов в 20-м и начале 21 века. Бронза донесет будущим поколениям наше приветствие.
— За сколько месяцев был изготовлен памятник?
- Работа шла примерно год, разрабатывать концепцию мы начали в начале 2023 года.
— Менялась ли концепция памятника в процессе создания?
- Ничего не менялось, все было решено и запрограммировано. Это почерк авиационной отрасли. И, конечно, всех тех, кто летает и обеспечивает безопасность полетов. Пилоты, бортпроводники, авиадиспетчеры, техники и инженеры - это люди одной крови, которые ежедневно демонстрируют высочайший уровень мастерства и профессионализма.
— Что значит для вас созданный памятник? Насколько вам близка и интересна тема авиации в творчестве?
— С темой авиации я крепко познакомился в 2014 году при создании памятника Дальней авиации. Это было столетие Дальней авиации России.
Тогда мы рассказали о подвигах и героях Первой Мировой и Великой Отечественной войны. Основная композиция памятника — три фигуры летчиков — Российской Империи, Советского Союза и современной России. А над головами героев изображены их самолеты: дореволюционный «Илья Муромец», советский Пе-8 и российский Ту-160.
Спустя 10 лет мы рассказали о героях и тружениках неба в мирное время, которые незаметно для нас ежедневно обеспечивают слаженную и четкую работу всей авиаотрасли России.
Я очень благодарен судьбе, что смог прикоснуться к этой великой теме.
Источник фото: пресс-служба Министерства обороны РФ
Авторские права на данный материал принадлежат «Росавиация». Цель включения данного материала в дайджест — сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Источник: aviaport.ru