Немецкие экологи подали иск против правительства из-за слабой климатической политики

Немецкие экологи подали иск против правительства из-за слабой климатической политики

Изображение: НИА «Экология»

Немецкие экологи вновь обратились в суд, обвиняя правительство в нарушении конституции из-за слабой климатической политики. Они надеются повторить успех трехлетней давности, который, как ожидалось, заставит крупнейшего загрязнителя в Европе принять более серьезные меры.

Активисты утверждают, что новый климатический закон слишком слаб, а недавние изменения усложняют его исполнение. Кроме того, бездействие Министерства транспорта, которое неоднократно не выполняло цели по снижению выбросов, вынудит в будущем принять жесткие меры, затрагивающие бедные слои населения.

Как отмечают эксперты, Германия, крупный производитель автомобилей, сжигающая уголь для четверти своей электроэнергии, на пути к тому, чтобы не достигнуть своей цели — снизить выбросы на 65% к 2030 году по сравнению с 1990 годом. Верховный суд страны в 2021 году признал предыдущую версию климатического закона частично неконституционной, активисты выиграли судебный процесс.

После решения суда и давления со стороны активистов, предыдущее правительство обновило закон, ускорив сокращение выбросов и установив цели для каждого сектора. Однако в этом году, под давлением Свободной демократической партии, младшего партнера коалиции, контролирующего министерства транспорта и финансов, текущее правительство отменило секторальные цели, ослабило требования к корректирующим мерам и снизило юридическое давление на планирование после 2030 года.

Предыдущее решение суда признало старый климатический закон Германии неконституционным, поскольку он нарушал «межвременные свободы» — перекладывал бремя быстрых действий на будущие поколения, но не утверждало, что правительство полностью провалило свои обязательства. С тех пор научные наблюдатели Германии неоднократно документировали разрыв между целями и действиями в таких секторах экономики, как транспорт и строительство. Совет экспертов по изменению климата, созданный правительством после принятия закона, заявил, что план действий Министерства транспорта по устранению недостатков за 2022 год был слишком слаб, чтобы даже заслуживать формальной оценки.

Активисты утверждают, что правительство «расточительно использовало углеродный бюджет» за три года с момента последнего решения суда. Они указывают на отказ от дешевых мер по сокращению загрязнений, таких как введение общего ограничения скорости на автомагистралях, как на упущенные возможности.

Пресс-секретарь немецкого министерства климата и экономики заявил, что федеральное правительство «убеждено», что апрельская поправка к закону является конституционной. По его словам, она улучшила оценку климатической политики, введя ежегодный прогноз сокращения выбросов, позволив большему числу отчетов Совета экспертов по изменению климата и потребовав корректировок, если цели будут не достигнуты два года подряд. Кроме того, каждое новое правительство должно принять комплексную программу по защите климата в течение первых 12 месяцев своего срока.

Иск, поданный Fridays for Future вместе с другими экологическими группами, также утверждает, что люди в сельских районах и другие социально уязвимые группы пострадают больше всего от жестких мер, необходимых для компенсации недостатка действий сегодня.

Заявители ссылаются на недавнюю победу в Европейском суде по правам человека 2400 пожилых швейцарок, требующих от Швейцарии справедливого участия в борьбе с изменением климата, поскольку их возрастная группа более подвержена риску смерти во время тепловых волн. Суд частично поддержал их — признав, что слабая политика швейцарского правительства нарушила их права человека — но швейцарские законодатели отклонили это решение.

nia.eco