|
II группа здоровья
Дети с хроническими заболеваниями или пороками развития 1 — факторы риска в анамнезе (сопряжение факторов), 2 — физическое развитие и степень его гармоничности, 3 — нервно-психическое развитие и здоровье (пограничные психические расстройства), 4 — уровень резистентности; 5 — функциональные отклонения и вегетативная реактивность; 6 — хронические заболевания и пороки развития, 7 — метаболические маркеры энергетической недостаточности обеспечения организма (соотношения K-Na,Ca-Mg, уровень лактата,общих липидов и ацилгидроперекисей). Рис. 2. Модель формирования индивидуального здоровья по Ю. А. Алексеевой Процесс формирования здоровья протекает неравномерно, импульсно, периоды напряжения (критические периоды) сменяются периодами относительной стабилизации с физиологическими, адекватными возрасту темпами развития. Исследованиями Р. В. Тонковой-Ямпольской (1989) доказана скачкообразность развития детей, обусловленная ге-терохронностью формирования систем в зависимости от возраста и пола, что позволяет сохранить энергетическую целостность организма как результат индивидуальной генетической программы, которая в свою очередь определяет уровень здоровья. Критические периоды в жизни ребенка — это этапы неустойчивого равновесия различных систем, когда старые механизмы регуляции уже исчерпали свои возможности в поддержании целостности функционирования систем организма, а механизмы, соответствующие новому уровню дифференци-ровки элементов системы, еще не достигли той минимальной зрелости, которая обеспечивает консолидацию элементов и противодействие повреждающим факторам внешней среды. Другими словами, происходит максимальное разобщение процессов адаптации, вызывающее напряжение гомеостаза (Кар-саевская Т. В., 1983; Вельтищев Ю. Е., 1994). В критические периоды повышается чувствительность организма к тем или иным агентам внешней среды, что сопровождается возникновением специфических компенсаторно-приспособительных реакций, которые могут стать патологическими, снижающими уровень здоровья у одних детей и приводить к совершенствованию систем адаптации у других (Никиткж Б. А. с соавт.,1982; Нарциссов Р. П., 1999). Скачок развития как переход количественных изменений в качественные сопровождается существенными тратами энергоресурсов. Причем сам критический период неодноро- ден и содержит сегменты (временные отрезки) максимального напряжения гомеостазиса, обусловленного отчетливым всплеском (пиком) лабильных компонентов гомеостаза, относящихся (феномен Гэмбла) преимущественно к водно-электролитному балансу и кислотно-основному состоянию (Борисова М. А., 2003). Постоянство внутренней среды организма есть сопряжение химического («древнего») и иммунологического («молодого») гомеостаза. Напряжение и поломы химического (более древнего) гомеостаза сопровождаются более глубоким и быстрым нарушением жизненно важных функций организма ребенка, угрожаемым его жизни, нежели напряжение иммунологического гомеостаза, имеющее, как правило, более пролонгированную манифестацию и опосредующее свое развитие через систему химического гомеостаза. На формирование критических периодов большое влияние оказывает чувствительность систем организма к тому или иному фактору. Выделяют три периода в зависимости от характера чувствительности систем организма: 1. Период резистентности к воздействию различных фак 2. Период минимальной чувствительности. 3. Период максимальной чувствительности. На течение критического периода оказывают влияние возраст и исходный уровень здоровья ребенка: чем меньше возраст, тем больше напряжение защитно-адаптационных механизмов, и чем ниже уровень здоровья, тем продолжительнее критический период. У детей II группы здоровья критический период в 1,5-2 раза продолжительнее, чем у детей I группы здоровья. Влияние возраста отчетливо проявляется в критическом периоде «раннего» детства (2-4 года) — периоде наиболее ярких качественных изменений. Ускорение реализации индивидуальной программы связано прежде всего со сменой «лидера» в эндокринной системе — щитовидную железу сменяет аденогипофиз, что сопровождается усилением активности адренокортикотропной и глюкокортикоидной функции коры надпочечников. Перестройка в эндокринной системе приводит к стрессу, в результате чего активизируются все жизненные силы организма, стабилизируются мембраны, снижается их проницаемость, усиливаются защитные возможности организма Это в свою очередь влечет за собой резкое снижение заболеваемости, усиление памяти (количество усваиваемых ребенком слов к трем годам — 1200, а годом раньше — 300-400), уменьшение сенсибилизации и другие положительные сдвиги. Дополнительные метаболические критерии уровня здоровья, получаемые с помощью неинвазивных методов, позволяют расширить наше представление о процессе формирования здоровья и ранжировать детей различных групп здоровья на подгруппы. Можно выделить подгруппу детей «высокого риска» с быстрым темпом перехода во II и III группы, «умеренного риска» с более продолжительными темпами снижения уровня здоровья и подгруппу детей «минимального риска», снижение уровня здоровья которых осуществляется лишь в определенные периоды онтогенеза (критические периоды) при напряжении защитно-адаптационных механизмов или существенном влиянии внешних неблагоприятных факторов. Комплексное воздействие позитивных и негативных факторов у детей II группы здоровья, по мнению Ю. А. Алексеевой (2002), — это разнонаправленный процесс, развивающийся по спирали, каждый виток которой есть реализация конкретных положительных и негативных факторов с постоянным взаимодействием их и проявлением самых различных результатов этого взаимодействия в виде усиления, ослабления или погашения того или иного эффекта. Метаболические критерии формирования здоровья позволили расширить наши представления о верификации групп здоровья, и особенно I группы. Нами предложена следующая трактовка I группы здоровья — это здоровые дети, не имеющие функциональных и метаболических отклонений. Метаболически I и Па группы здоровья детей практически идентичны, за исключением подгруппы высокого риска (6 % детей) с угрозой перехода из I во II группу, поэтому их целесообразно объединить в I группу. Иначе I группа исчезнет, поскольку детей с неотягощенным анамнезом без функциональных отклонений насчитывается единицы. Особого внимания заслуживает подгруппа высокого риска II группы (Пб группа по С. М. Громбаху) с угрозой перехода в III группу здоровья. Это дети с высоким риском возникновения хронической патологии, имеющие метаболические сдвиги, практически идентичные аналогичным показателям детей III группы здоровья. Необходимы своевременное выявление таких детей и своевременные адекватные меры реабилитации, поскольку переход на более низкий уровень здоровья, как правило, не превышает нескольких месяцев, а в ряде случаев может быть настолько стремительным, что врач не успевает уловить фазу функциональных отклонений и фиксирует уровень здоровья ребенка уже в III группе. Это нередко подтверждается диагностикой впервые выявленного хронического заболевания при обычном профосмотре. Следовательно, методологической основой формирования здоровья является непрерывное этапное поступательное спиралеобразное развитие процесса («Тверская спираль») с постепенно нарастающим снижением его уровня по мере взросления и накопления факторов риска (этапы континуума переходных состояний от условного здоровья к полной утрате функций). Процесс формирования здоровья характеризуется сопряженностью импульсности и относительной стагнации,т.е. чередованием критических периодов и периодов относительно «ненапряженного» гомеостаза, что позволяет осуществлять качественные преобразования в организме. Наиболее ранними и объективными критериями изменения уровня здоровья являются метаболические показатели, определение которых позволит оптимизировать своевременную диагностику отклонений здоровья и контроль за эффективностью коррекции. ГЛАВА Просмотров: 1549 Вернуться в категорию: Народная медицина |
© 2013-2023 cozyhomestead.ru - При использовании материала "Удобная усадьба", должна быть "живая" ссылка на cozyhomestead.ru.
|