Баланс мощности, тяговый баланс и центр
Давления гусеничного трактора
На гусеничный трактор (рис. 308) в общем случае ускоренного движения действуют момент М, силы G', Pjt Р,, Ркр, Рв, Рш, Рок, Р'ок, Ркг, Р'кг и реакции Rz, Rx, Рщ., RK0, RrK, R'rK и R'Ko . Положение силы тяже- сти G' определяется продольной в и вертикальной h координатами. Считаем, что усилие тягового сопротивления орудия РкР приложено к условной точке прицепа Оп, лежащей на линии следа поперечной пло- скости проходящей через центр О ведущего колеса, и направлено под углом у к опорной поверхности. Положение точки Оп определяется ко- ординатой и продольной координатой в. Сила Ркр разложена на две составляющие: параллельную опорной плоскости Ркpcosv и пер- пендикулярную ей P„pSinY. Примем Р„р cos у « Ркр.
Нормальная Rz и продольная Rx реакции опорной поверхности дей- ствуют на гусеницы в точке ц. д., называемой центром давления трак- тора. Эти реакции являются результирующими элементарных нормаль- ных и продольных реакций опорной поверхности, действующих на гусеницы, и дают равнодействующую Рщ.. Сила Ргп разная, но противо- положно направленная реакции Рпг есть равнодействующая воздейст- вий гусеницы на опорную поверхность. Силы Ркг и Р'кг соответственно ведущих и направляющих колес действуют на гусеницы, а на колеса — равные, но противоположно направленные им реакции гусениц Ргк
и К,-
К ведущим колесам приложены суммарный момент касательных сил инерции вращающихся деталей.
Давление гусеничного трактора на опорную поверхность характе- ризуется удельным давлением:
_ С cos а _ /?2
9ср ■
Qs =
(176)
'ус ^ус ^г
где bг — ширина гусеницы; /ус—длина опорной поверхности гусеницы, образованная ее звеньями, находящимися в зоне расположения опорных катков.
2/ус Ьг
Рис. 308. Схема сил, действующих на гусеничный трактор.
Значение qCp для сельскохозяйственных тракторов находится в пределах 0,04—0,05 МПа, для болотоходных — до 0,02 МПа. Этот по- казатель является условным, так как нормальные реакции опорной по- верхности распределяются по длине /ус неравномерно и зависят от свойств опорной поверхности, конструкции гусеничного движителя и си- лового воздействия агрегатируемой машины на трактор.
В общем случае середина опорной длины гусеницы не совпа- дает с центром давления ц. д. и центром тяжести ц. т. и смещена от них в продольном направлении соответственно на величины аг и ад. Продольный вынос центра тяжести трактора относительно середины опор- ной длины гусениц аг может иметь положительное (центр тяжести вы- несен вперед) или отрицательное (центр тяжести смещен назад) зна- чение.
Для определения величины ад, называемой смещением центра дав- ления составим уравнение моментов, действующих на трактор сил и реакций относительно центра давления ц. д.
G'cos а(<зд -f аг) — (G' sin a -f- Р}) h — Ркр/гкр —
-PKpsin Y [в-а, - аА) + Рвг'к = 0, (177)
где гк — радиус ведущего колеса гусеничного движителя.
Из уравнения (177) находим, что смещение центра давления трак- тора для общего случая прямолинейного движения равно:
аsin а + Pf)h + + еsin v) ~ ^к д (1?8)
д G' cos а + Ркр sin у
Для движения трактора по горизонтальной опорной поверхности с равномерной скоростью (а = 0; /=0) получим:
д G' + PKpsinT
Формула (179) определена для случая агрегатирования трактора с сзади расположенной рабочей машиной. Общим условием, обеспечи- вающим лучшее сцепление гусениц с опорной поверхностью и меньши- ми потерями на качение, является ограниченное смещение центра дав- ления. При заднем расположении рабочей машины центр тяжести трак- тора должен быть несколько впереди средины опорных поверхностей гусениц, т.е. аг~ + (0,05-7-0,08) /ус, а при переднем аг« — (0,02-ь Н-0,05) /ус.
Уравнение баланса мощности гусеничного трактора в общем слу- чае движения можно представить уравнением
N„„ = Mm = ЛА„„ + Ns -f- Nc Njr --
Пер
Nj±Ni ->rNs + NC-i- Nfr,
I /
+ /---------- CO
~ г dt
| ■ мощность, затрачиваемая на преодоление момента касательных
сил инерции вращающихся деталей и движущихся звеньев гусениц; Nc = RxVs — мощ- ность, затрачиваемая на скольжение гусениц; Nfr = Nn+Nr — Мощность, затрачиваемая на деформацию опорной поверхности (Na)н трение в деталях гусеничного движите- ля (Nr).
Для равномерного движения без скольжения по горизонтальной опорной поверхности
— = 0; — = 0; и, = 0; а = о) dt dt J
получим:
М(й = jVKp Njr
или
Mu = PKpv + fG'v,
где f — коэффициент сопротивления качению (с учетом потерь на трение в гусеничном движителе), в зависимости от типа опорной поверхности лежит в пределах 0,05—0,14.
Тяговый баланс гусеничного трактора для приведенных условий по полной окружной силе ведущего колеса
Рко = "Г = Ркр + (183)
Г„
§ 9, Измерители тормозных качёств автомобиля
Тормозные качества автомобиля оцениваются следующими показа- телями: Pi макс — Максимальной тормозной силой, Н; /змакс — макси- мальным замедлением, м/с2; 5ТМин — минимальным путем торможения, м; Гмин — минимальным временем торможения, необходимым для про- хождения путй ST мая.
При торможении с отъединенным двигателем тормозная сила оп- ределяется по формуле
= (184)
где 2Мтр — сумма моментов трения на всех колесных тормозах, Н-м; г;( — радиус ка- чения ведущих колес, м.
Дифференциальное уравнение движения имеет вид:
Штр
+ Рс
dv
(185)
Бвр
где /з — замедление машины, м/с2; Я0—сумма внешних сопротивлений, испытываемых автомобилем при установившемся движении, Н.
Замедление /3 будет максимальным, когда значение тормозного усйЛия Рт наибольшее.
Максимальную тормозящую силу можно представить зависимо- стью
/3тмакс=^тФмякс< 086)
где Ri — суммарная нормальная реакция дороги на затормаживаемых колесах; ((.макс — максимальней величина коэффициента сцепления.
Из уравнений (185), (186) следует (Pw—0, сопротивление качению входит в состав тормозного усилия):
__ _g /фмакс R-t бв
(187)
Знак плюс в формуле (187) соответствует движению автомобиля на подъем, знак минус — под уклон.
Для автомобилей, имеющих тормозные механизмы на все колеса, RT = G'cos а, поэтому формула (187) примет вид:
/змакс^А (4WC0Sa -sina)
"вр
Если автомобиль движется по горизонтальной дороге (а=0), то фЬрмула (188) будет такбй:
/з макс о макс" «вр
Максимальное замедление /3 маКп тем больше, чем выше коэффици- ент сцепления фмакс- Максимальное замедление используется только при аварийных торможениях, составляющих незначительную часть (3—5%) общего числа торможений.
Наиболее практически важным показателем тормозных качеств автомобиля является минимальный путь торможения.
Во время торможения автомобиль совершает работу, равную силе, потерянной им за это время, поэтому можно написать:
(4 - 4)
2g
где Vi и v2—соответственно скорости автомобиля в начале и конце торможения, м/с.
Подставив из формулы (186) значение максимального тормозного усилия /V макс, получим:
g ($Rt ± G' sin a)
Из формулы (187) следует:
S— (ф/? + G'slfta) = /
откуда
' - G'sina)=eBpG'/3
(ф*т
Подставив в знаменатель формулы (191) его значение из правой части уравнения (192), получим:
2 2 У; — У,
■5-ГМИН
-13WMC
Для случая торможения на горизонтальной дороге с максималь- ным замедлением [/Змакс= I до полной остановки (^2=0), урав- нение (193) примет вид:
5Тмип —^ ' — « (194)
G ф
Минимальное время торможения Гмин определяется, если допус- тить, что при торможении сопротивление движению постоянно, а по- этому автомобиль совершает равномерно замедленное движение с не- которой средней скоростью
. t'l + U,
Ср
жении в реальных условиях значение силы ЯТМанс будет несколько меньше теоретического, полученного из условий использования всей массы автомобиля, что приведет к увеличению минимального тормоз- ного пути ST мин на 20—40%.
Мы рассмотрели факторы, влияющие на процесс торможения с учетом условий движения и конструктивных особенностей автомобиля. Однако наши представления о процессах торможения будут неполны- ми, а выведенные формулы недостаточными для практики, если не при- нять в расчет человека. Его роль в процессе торможения учитывается зависимостью ja,v=f(t), полученной экспериментальным путем и на- зываемой диаграммой торможения (рис. 309,в).
Точка О диаграммы — момент обнаружения водителем препятст- вия и необходимости экстренного торможения; tp — время реакции во- дителя, необходимое для перехода к действию — торможению автомо- биля (среднее значение времени реакции равно 0,6—0,8 с). Нажатие педали и срабатывание привода занимает время tu когда автомобиль продолжает двигаться равномерно с начальной скоростью V\. Время срабатывания тормозного привода зависит от его типа и составляет для гидравлического привода 0,03—0,05 с и пневматического около 0,3 с.
Точкой б диаграммы j3—f(t) обозначено начало действия тормоз- ной силы Рт> которая возрастает на отрезке t2 и достигает максимума в точке в. Одновременно возрастает и замедление автомобиля ja. Вре- мя t2 нарастания замедления и тормозной силы (участок б—в) состав- ляет у автомобилей с гидравлическим приводом 0,15—0,20 с, с пнев- матическим— 1,0 сиу автопоездов с пневматическим приводом — 2—2,5 с. За время i2 скорость автомобиля снижается на величину Ди. Процесс максимального торможения автомобиля за время t3 соответ- ствует прямолинейному участку диаграммы вг и сопровождается поглощением кинетической энергии автомобиля.
После прекращения торможения замедление и сила Рт в точке д уменьшаются до нуля. Общее время торможения автомобиля до его остановки равно tt==t-p-{-ti-\-t2-\-t-i. Время оттормаживания если ав- томобиль тормозится до полной остановки, не влияет на величину тор- мозного пути.
Действие тормозных систем зависит от их технического состояния и проверяется по длине остановочного пути, который нормируется с учетом типа, назначения и конструкции автомобиля (трактора). Для определения остановочного пути используют формулу:
S0 = (*„ + *!) *+ 098)
где So — полный остановочный путь, м; /р, 11 — соответственно время реакции водите- ля и время срабатывания тормозного привода, с; vi — скорость в начале торможения, м/с; Кэ— коэффициент снижения эффективности торможения, показывающий, во сколько раз действительное максимальное замедление автомобиля меньше теоретиче- ски возможного на данной дороге. Для грузовых автомобилей Кэ = 1,4, для легко- вых — 1,2. Просмотров: 1617
Вернуться в категорию: Арсенал
|