рус | укр

Главная

Контакты

Навигация:
Арсенал
Болезни
Витамины
Вода
Вредители
Декор
Другое
Животные
Защита
Комнатные растения
Кулинария
Мода
Народная медицина
Огород
Полесадник
Почва
Растения
Садоводство
Строительство
Теплицы
Термины
Участок
Фото и дизайн
Хранение урожая









Глава 1. § 1. Основные этапы развития отечественного тракторостроения

Раздел первый

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТРАКТОРАХ
И АВТОМОБИЛЯХ

Глава 1

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТРАКТОРО-

И АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ

§ 1. Основные этапы развития отечественного тракторостроения

Трактор и автомобиль были созданы в результате неустанных по-
исков и целеустремленной, кропотливой работы нескольких поколений
талантливых людей. Еще в XVIII в. русские изобретатели, ученые и ин-
женеры положили начало созданию безрельсового транспорта и везде-
ходов-тягачей. В 1752 г. крепостной крестьянин Нижегородской губер-
нии Леонтий Шамшуренков построил «самобеглую коляску». Профес-
сор М. М. Комов в 1785 г. в работах «О земледелии» и «О земледельных
орудиях» выдвинул идею создания «быстродвижной машины для
облегчения труда крестьян и замены лошадей».

Талантливый изобретатель, крестьянин Ф. А. Блинов в 1879 г. полу-
чил привилегию (патент) на «особого устройства вагон с бесконечными
рельсами для перевозки грузов». Почти одновременно с Ф. А. Блино-
вым другой изобретатель, А. П. Костиков-Алмазов, построил гусенич-
ный ход, назвав его «цепями, долженствующими служить тропинками
для перехода через болото». Ф. А. Блинов в 1889 г. на Саратовской
выставке продемонстрировал работу первого в мире парового гусенич-
ного трактора.

Паросиловые установки конца XIX в. были тяжелы, тихоходны и не-
экономичны. Поэтому создание легких и более экономичных двигателе-
лей внутреннего сгорания дало возможность совершенствовать конструк-
цию самоходных тележек. Двигатель внутреннего сгорания, работав-
ший на жидком топливе (бензин), с электрическим зажиганием был
предложен в 1879 г. и построен в 1884 г. инженером О. С. Костовичем.

Почетное место в развитии отечественного тракторо- и двигателе-
строения принадлежит ученику Ф. А. Блинова Я. В. Мамину, который
в 1893—1895 гг. построил самоходную тележку с нефтяным двигателем
внутреннего сгорания.

В 1902 г. инженер Г. В. Тринклер создал конструкцию двигателя
с воспламенением горючей смеси от сжатия, в котором для распыления
топлива было использовано специальное устройство.

В 1910 г. Я. В. Мамин построил первый отечественный колесный
трактор, где был применен нефтяной двигатель мощностью 25 л. с. с
воспламенением горючей смеси от сжатия.

Однако в условиях дореволюционной России с ее отсталой и кос-
ной социально-экономической структурой замечательные изобретения
русских людей не нашли да и не могли найти должного понимания и
поддержки. Помещикам, крупным землевладельцам было выгодно
эксплуатировать крестьян, батраков, потому-то в 1917 г. во всей Рос-
сии было только немногим более 150 тракторов.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции
открылись неограниченные возможности для широкого использования
и сельском хозяйстве тракторов и других сложных машин. В период
с 1918 по 1929 г. в нашей стране начинает налаживаться серийное про-

1* 3

изводство тракторов. Гигантское развитие тракторостроения началось
в период первой пятилетки. В июне 1930 г. вступил в строй Сталинград-
ский (ныне Волгоградский) тракторный завод, а за ним в октябре
1931 г. Харьковский. Эти заводы выпускали колесные тракторы. Летом
1933 г. к выпуску гусеничных тракторов приступил Челябинский трак-
торный завод.

Даже в годы Великой Отечественной войны, когда все отрасли на-
родного хозяйства в первую очередь и главным образом были заняты
задачами оборонного характера, в строй вступили новые тракторные
заводы.

Послевоенный период, начатый с восстановления разрушенных пред-
приятий, реконструкции и расширения действующих заводов, был впос-
ледствии отмечен грандиозным по масштабам и темпам строительством
современной отечественной тракторной промышленности. Еще в годы
восьмой пятилетки наша страна заняла первое место в мире по про-
изводству тракторов.

Принятые XXV съездом КПСС «Основные направления развития
народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» предусматривают «до-
вести в 1980 году выпуск тракторов до 580—600 тыс. штук на общую
мощность 55 млн. л. с. Развивать производство энергонасыщенных
тракторов, повысить их единичную мощность».

Новые типы тракторов разрабатываются с учетом всего комплекса
агротехнических требований, выдвинутых сельскохозяйственным про-
изводством. Год от года совершенствуется система тракторов и сельско-
хозяйственных машин, обеспечивающая комплексную механизацию
сельского хозяйства применительно к условиям и природным особенно-
стям разных зон нашей страны.

§ 2. Основные этапы развития отечественного автомобилестроения

До Великой Октябрьской социалистической революции отечествен-
ной автомобильной промышленности не существовало. Наша Родина
начала создавать свою автомобильную промышленность после граждан-
ской войны.

В конце 1924 г. был выпущен первый советский автомобиль
АМО-Ф15 грузоподъемностью 1,5 т, а в 1925 г. Ярославский автозавод
приступил к серийному производству грузовых автомобилей.

Пуск Горьковского, реконструкция Московского и расширение
Ярославского автозаводов способствовали быстрому росту отечествен-
ного автомобилестроения.

Послевоенные годы стали периодом интенсивного развития совет-
ской автомобильной промышленности. Вновь построенные и реконструи-
рованные предприятия, оснащенные современным оборудованием, по-
полняют автомобильный парк страны автомобилями все более совер-
шенных моделей, созданных с учетом различных климатических
и дорожных условий.

В восьмой и девятой пятилетках новые модели легковых и грузовых
автомобилей с высокими технико-экономическими показателями заме-
нили практически все раннее выпускавшиеся, уже не отвечавшие воз-
росшим требованиям. Последовательное и планомерное обновление, со-
вершенствование, количественное и качественное развитие — характер-
ные черты отечественного автомобилестроения. В девятой пятилетке
в строй вступил Волжский автомобильный завод-гигант, а в десятом
пятилетии автомобильную промышленность возглавил Камский комп-
лекс заводов.

В 1980 г. отрасль обеспечит выпуск 2,1—2,2 миллиона автомоби-
лей, в том числе 800—825 тысяч грузовых. При этом особое внимание
будет уделяться качественным показателям. Продолжаются работы по
повышению мощности, скорости движения, экономичности, надежности,
комфортабельности, проходимости автомобилей, унификации деталей,
снижению металлоемкости и стоимости, трудоемкости их обслуживания.

Просмотров: 1118

Вернуться в категорию: Арсенал

© 2013-2023 cozyhomestead.ru - При использовании материала "Удобная усадьба", должна быть "живая" ссылка на cozyhomestead.ru.