Глава 1. § 1. Основные этапы развития отечественного тракторостроения
Раздел первый
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТРАКТОРАХ И АВТОМОБИЛЯХ
Глава 1
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ТРАКТОРО-
И АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ
§ 1. Основные этапы развития отечественного тракторостроения
Трактор и автомобиль были созданы в результате неустанных по- исков и целеустремленной, кропотливой работы нескольких поколений талантливых людей. Еще в XVIII в. русские изобретатели, ученые и ин- женеры положили начало созданию безрельсового транспорта и везде- ходов-тягачей. В 1752 г. крепостной крестьянин Нижегородской губер- нии Леонтий Шамшуренков построил «самобеглую коляску». Профес- сор М. М. Комов в 1785 г. в работах «О земледелии» и «О земледельных орудиях» выдвинул идею создания «быстродвижной машины для облегчения труда крестьян и замены лошадей».
Талантливый изобретатель, крестьянин Ф. А. Блинов в 1879 г. полу- чил привилегию (патент) на «особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов». Почти одновременно с Ф. А. Блино- вым другой изобретатель, А. П. Костиков-Алмазов, построил гусенич- ный ход, назвав его «цепями, долженствующими служить тропинками для перехода через болото». Ф. А. Блинов в 1889 г. на Саратовской выставке продемонстрировал работу первого в мире парового гусенич- ного трактора.
Паросиловые установки конца XIX в. были тяжелы, тихоходны и не- экономичны. Поэтому создание легких и более экономичных двигателе- лей внутреннего сгорания дало возможность совершенствовать конструк- цию самоходных тележек. Двигатель внутреннего сгорания, работав- ший на жидком топливе (бензин), с электрическим зажиганием был предложен в 1879 г. и построен в 1884 г. инженером О. С. Костовичем.
Почетное место в развитии отечественного тракторо- и двигателе- строения принадлежит ученику Ф. А. Блинова Я. В. Мамину, который в 1893—1895 гг. построил самоходную тележку с нефтяным двигателем внутреннего сгорания.
В 1902 г. инженер Г. В. Тринклер создал конструкцию двигателя с воспламенением горючей смеси от сжатия, в котором для распыления топлива было использовано специальное устройство.
В 1910 г. Я. В. Мамин построил первый отечественный колесный трактор, где был применен нефтяной двигатель мощностью 25 л. с. с воспламенением горючей смеси от сжатия.
Однако в условиях дореволюционной России с ее отсталой и кос- ной социально-экономической структурой замечательные изобретения русских людей не нашли да и не могли найти должного понимания и поддержки. Помещикам, крупным землевладельцам было выгодно эксплуатировать крестьян, батраков, потому-то в 1917 г. во всей Рос- сии было только немногим более 150 тракторов.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции открылись неограниченные возможности для широкого использования и сельском хозяйстве тракторов и других сложных машин. В период с 1918 по 1929 г. в нашей стране начинает налаживаться серийное про-
1* 3
изводство тракторов. Гигантское развитие тракторостроения началось в период первой пятилетки. В июне 1930 г. вступил в строй Сталинград- ский (ныне Волгоградский) тракторный завод, а за ним в октябре 1931 г. Харьковский. Эти заводы выпускали колесные тракторы. Летом 1933 г. к выпуску гусеничных тракторов приступил Челябинский трак- торный завод.
Даже в годы Великой Отечественной войны, когда все отрасли на- родного хозяйства в первую очередь и главным образом были заняты задачами оборонного характера, в строй вступили новые тракторные заводы.
Послевоенный период, начатый с восстановления разрушенных пред- приятий, реконструкции и расширения действующих заводов, был впос- ледствии отмечен грандиозным по масштабам и темпам строительством современной отечественной тракторной промышленности. Еще в годы восьмой пятилетки наша страна заняла первое место в мире по про- изводству тракторов.
Принятые XXV съездом КПСС «Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы» предусматривают «до- вести в 1980 году выпуск тракторов до 580—600 тыс. штук на общую мощность 55 млн. л. с. Развивать производство энергонасыщенных тракторов, повысить их единичную мощность».
Новые типы тракторов разрабатываются с учетом всего комплекса агротехнических требований, выдвинутых сельскохозяйственным про- изводством. Год от года совершенствуется система тракторов и сельско- хозяйственных машин, обеспечивающая комплексную механизацию сельского хозяйства применительно к условиям и природным особенно- стям разных зон нашей страны.
§ 2. Основные этапы развития отечественного автомобилестроения
До Великой Октябрьской социалистической революции отечествен- ной автомобильной промышленности не существовало. Наша Родина начала создавать свою автомобильную промышленность после граждан- ской войны.
В конце 1924 г. был выпущен первый советский автомобиль АМО-Ф15 грузоподъемностью 1,5 т, а в 1925 г. Ярославский автозавод приступил к серийному производству грузовых автомобилей.
Пуск Горьковского, реконструкция Московского и расширение Ярославского автозаводов способствовали быстрому росту отечествен- ного автомобилестроения.
Послевоенные годы стали периодом интенсивного развития совет- ской автомобильной промышленности. Вновь построенные и реконструи- рованные предприятия, оснащенные современным оборудованием, по- полняют автомобильный парк страны автомобилями все более совер- шенных моделей, созданных с учетом различных климатических и дорожных условий.
В восьмой и девятой пятилетках новые модели легковых и грузовых автомобилей с высокими технико-экономическими показателями заме- нили практически все раннее выпускавшиеся, уже не отвечавшие воз- росшим требованиям. Последовательное и планомерное обновление, со- вершенствование, количественное и качественное развитие — характер- ные черты отечественного автомобилестроения. В девятой пятилетке в строй вступил Волжский автомобильный завод-гигант, а в десятом пятилетии автомобильную промышленность возглавил Камский комп- лекс заводов.
В 1980 г. отрасль обеспечит выпуск 2,1—2,2 миллиона автомоби- лей, в том числе 800—825 тысяч грузовых. При этом особое внимание будет уделяться качественным показателям. Продолжаются работы по повышению мощности, скорости движения, экономичности, надежности, комфортабельности, проходимости автомобилей, унификации деталей, снижению металлоемкости и стоимости, трудоемкости их обслуживания. Просмотров: 1118
Вернуться в категорию: Арсенал
|