рус | укр

Главная

Контакты

Навигация:
Арсенал
Болезни
Витамины
Вода
Вредители
Декор
Другое
Животные
Защита
Комнатные растения
Кулинария
Мода
Народная медицина
Огород
Полесадник
Почва
Растения
Садоводство
Строительство
Теплицы
Термины
Участок
Фото и дизайн
Хранение урожая









II. Балалайка и балалаечное движение в XVII-XX веках

  1. Предпосылки возникновения балалайки.
  2. Эволюция инструмента.
  3. Исполнители ХVIII - XIX веков: И. Хандошкин, И. Яблочкин, Н. Лавров, М. Хрунов, В. Радивилов.
  4. В.В. Андреев: основные этапы жизни, его роль в реконструкции балалайки, исполнительское мастерство и репертуар.
  5. Сподвижники В.В. Андреева - А. Доброхотов, А. Зарубин, Н. Успенский. Б.С.
  6. Трояновский - жизнь и творчество.
  7. Балалаечники 20-40 гг. ХХ века: К. Плансон, А. Илюхин, Н. Хаврошин, В. Нагорный. Н.П.
  8. Осипов и его роль в создании оригинального балалаечного репертуара.
  9. Исполнительские традиции московских балалаечников 50-70 гг. ХХ века: Е. Авксентьев, Б. Феоктистов, М.Рожков, А. Тихонов.
  10. П.И. Нечепоренко и его ученики.
  11. Е.Г. Блинов и уральская балалаечная школа.
  12. А.Б. Шалов - исполнитель, педагог, композитор.
  13. Балалаечники 80-90 гг. ХХ века.

Скоморошье музыкальное искусство оставило русскому народу богатое наследство в виде самобытных инструментов, песен, наигрышей. Балалайка - результат скоморошьего прошлого. Данных о точной дате появления инструмента нет. Разные авторы по-разному освещают историю возникновения балалайки. Так, например, по версии М.И. Имханицкого, балалайка пришла в народный быт на замену исчезнувшей домры:"Народу нужен был струнный щипковый инструмент и прежде всего - для сопровождения плясовой музыки. Необходим был струнный тамбуровидный инструмент со звонким, подзадоривающим к пляске, ритмически точным звучанием. И главное - инструмент максимально простой в изготовлении […]. Балалайка ХVII - ХVIII веков явилась не чем иным, как фольклорным вариантом профессионального инструмента - домры […]. Именно в любительской сущности изготовления балалайки, условиях её бытования крылось и отношение к ней: она стала атрибутом несерьёзного исполнительства, балагурства. С таким отношением и пришлось на протяжении долгого времени вести тяжёлую борьбу В.В. Андрееву" [Доп. лит.: 9, 29-30].

По другим версиям, в частности А.И. Пересады, балалайка бытовала рядом с домрой. Одним из свидетельств такой версии служит любопытный документ, обнаруженный в фондах Центрального государственного архива древних актов его директором В.Н. Шумиловым в середине 60-х годов ХХ века. Это "Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский" от 1688 года: "В нынешнем в 196-м году (1688. - В.А.) июня в 13 день в Стрелецкий приказ приведены арзамасец посадцкой человек Савка Фёдоров сын Селезнёв да Шинкурского уезду дворцовый Важеской волости крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка, для того, что они ехали на извозничье лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили…". По заведённому тогда порядку за поднятый на улице шум виновные были биты батогами, а затем сосланы на вечное житьё "в малороссийские городы", где стали тянуть лямку в стрелецкой службе.
"В "Памяти…" обращает на себя внимание упоминание игры на балалайке как обычного явления, без характерных эпитетов, встречающихся в древнерусских письменных источниках при описании неизвестного или редко встречающегося музыкального инструмента, как, например, "диковенный инструмент" или "особый род струнного инструмента". Если предположить, что домра была переименована в балалайку с целью "конспирации" (поскольку запрещались игры на "бесовских гудебных сосудах"), то сопоставление двух дат - 1657 (дата последнего запретительного указа. - В.А.) и 1688 - говорит не в пользу сторонников происхождения балалайки из домры, так как налицо одновременное существование инструментов" [10, 8-9].

Из других ранних источников, где упоминается балалайка, назовём "Реэстр" Петра I 1714 года, "Дневник" камер-юнкера Берхгольца 1721 года, "Известия о музыке в России" Якоба Штелина 1770 года, "Диссертацию" М. Гютри 1795 года и т.д. В некоторых из них даются описания инструмента и способы игры. Например, Я. Штелин отмечает, что: "балалайка подобно бандуре или поддерживается на перевязи, или без неё просто прижимается к корпусу. Обе струны её ударяются туда и обратно указательным пальцем правой руки, перебирается же пальцами левой руки только одна струна, в то время как другая звучит свободно, как бас или основной тон".

Эволюция инструмента значительна: если в начале своего существования балалайка имела длинный гриф (в два-три раза длиннее кузова), а кузов нередко был овальным (выдалбливался из цельного куска дерева или изготовлялся из тыквы "горлянки"), но чаще всего сколачивался из нескольких дощечек, то в ХIХ веке почти повсеместно гриф выполнялся в полтора раза длиннее кузова, кузов имел от 4 до 6 клёпок, натягивались три струны. Эволюция происходила из-за необходимости достижения чистоты интонации, развития техники (короткий гриф давал возможность уплотнить аппликатуру, использовать аккорды), третья струна в унисон баску выравнивала силу звучания басков к металлической первой струне и вследствие всё более частого применения басков для смены гармонии.

Широкое распространение балалайки в народной среде привлекло внимание представителей цивилизованного общества.

Среди видных исполнителей-балалаечников документы доносят до нас имена придворного скрипача и композитора И.Е.Хандошкина (1747-1804), камер-скрипача И.Ф. Яблочкина (конец ХVIII - начало ХIХ века), М.Г.Хрунова (то же время), В.И.Радивилова (1805 - 1863), Н.В.Лаврова (1805 - 1840).

"И.Е.Хандошкин был непревзойдённым исполнителем русских народных песен как на скрипке, так и на балалайке; за ним надолго сохранилась репутация первого виртуоза на балалайке, приводившего в "музыкальный раж" высокопоставленных и искушённых в "музыкальных увеселениях" вельмож. Вначале Хандошкин играл на балалайке народного образца, сделанной из тыквы, позже - на инструменте работы замечательного скрипичного мастера Ивана Батова. Вполне возможно, что балалайка Батова могла быть не только с улучшенным, нежели народная, кузовом, но и с врезными ладами.

На известной картине "Народный исполнитель с треугольной балалайкой начала ХIХ века" […] музыкант играет на балалайке усовершенствованного образца с семью врезными ладами" [10, 10-11].

Среди названных исполнителей особо выделялся своим мастерством Владимир Ильич Радивилов - московский музыкант-любитель и композитор. "Радивилов пользовался безладовой балалайкой, что давало ему возможность значительно расширить художественно-исполнительский диапазон инструмента […]. Радивилов сам усовершенствовал балалайку, сделав её 4-струнной, и в игре на ней достиг такого совершенства, что удивил тамошнюю публику в даваемых им публичных концертах […]. Радивилов играл не только на 4-струнной, но также и на однострунной балалайке, неизменно производя среди слушателей его концертов настоящий фурор. Надо полагать, что однострунную балалайку музыкант употреблял с целью показать свои виртуозные способности, подобно тому, как на одной струне играли скрипачи-виртуозы и в их числе Хандошкин" [3, 145].

Русский народный инструмент неоднократно звучал и в аппартаментах императорских дворцов (например, балалаечные номера были включены в торжества по случаю коронации Екатерины II; орловский помещик инкогнито играл при дворе Николая I народные песни и наигрыши; по свидетельству историка Н.Эйдельмана, Павел I сам поигрывал на балалайке ).

Репертуар большинства исполнителей, в основном, состоял из русских народных песен и наигрышей. Но уже на ранней стадии своего развития балалайка представлялась в публичных концертах оригинальными сочинениями и переложениями классических произведений. Я. Штелин в книге "Музыка и балет России в XVIII веке" отметил молодого человека из именитого русского дома, который играл мелодии итальянских арий и аккомпанировал на балалайке собственному пению. Есть сведения, что И.Е. Хандошкин написал концерт для балалайки, который пока не удаётся найти в архивах. В.И. Радивилов также играл собственные сочинения. "По рассказам редактора "Русского музыкального вестника" А.А. Астафьева, ему приходилось слышать на Мурманской, Ростовской и Нижегородской ярмарках замечательного артиста-балалаечника, "лихо фигурировавшего" перед своим хором, состоявшим из восемнадцати человек […]: "Выходя по очереди из хора, они бойко плясали под звуки балалайки и хорового пения" [3, 144].

К началу XIX века относится сочинение для балалайки - вариации на тему русской народной песни "Ельник, мой ельник", написанные большим любителем балалайки, известным оперным певцом Мариинского театра Н.В. Лавровым. Вариации изданы на французском языке и посвящены […] композитору А.А. Алябьеву. На титульном листе издания указано, что произведение написано для трёхструнной балалайки, что свидетельствует о широкой популярности в тот период трёхструнного инструмента" [10, 11-12]. Таким образом, сочинение Н.В. Лаврова пока, является первой оригинальной пьесой письменной традиции в истории балалайки.

Исполнительский арсенал технических средств того времени не столь существенно отличался от современного состояния исполнительской техники. Основные приёмы балалаечников были и остаются одинаковыми по сию пору: бряцанье, дробь, подцеп, удары пальцами о деку (см. - Петухов М., Штелин Я.,Достоевский Ф. и др.). Но отдельные факты говорят о применении в XIX веке флажолетов.

Популярность балалайки в народной среде была настолько велика, что многие известные русские писатели и поэты отмечают в своих произведениях этот факт как далеко не рядовое явление в культурной жизни России. Вспомним: Н.В. Гоголь "Мёртвые души", Ф.М. Достоевский "Записки из мёртвого дома", Л.Н. Толстой "Война и мир", А.Н. Островский "Не было ни гроша, да вдруг - алтын" и "Правда - хорошо, а счастье - лучше", М.Ю. Лермонтов "Русская мелодия", сочинения Пушкина, Майкова, Тургенева, Герцена и др.

Более полутораста столетий балалайка занимала достойное место в жизни русского человека, скрашивая его нелегкую судьбу. Она была созвучна своему времени, придя на смену гуслям, гудку, волынке, уступив впоследствии свои позиции сперва гитаре, а затем гармонике. "Развитие гармонного производства интересно так же, как процесс вытеснения первобытных народных инструментов и процесс создания широкого, национального рынка; без такого рынка не могло бы быть детального разделения труда, не достигалась бы дешевизна продукта. Благодаря дешевизне гармонии почти повсеместно вытеснили первобытный струнный народный музыкальный инструмент - балалайку" .*

Ленин В.И. Полн .собр. соч. 5-е изд. Т.18 - М.,1961. - С.158

К концу XIX столетия в эволюции русского народного инструментария наступили значительные перемены. Они были подготовлены всем ходом развития народного музыкального искусства, начавшегося столетием раньше насыщением литературы, живописи и музыки народной тематики, обращением писателей, художников, музыкантов и учёных к бытовой культуре русского народа, его традициям и инструментальной сферы. Ряд уходивших в забвение инструментов был вызван к жизни в качественно ином, обновленном, усовершенствованном виде. Родоначальником такового обновления явился В.В.Андреев.

  Василий Васильевич Андреев родился 14/27 января 1861 г. в г.Бежецке Тверской губернии. Отец - купец первой гильдии. Мать - из дворянского рода, в совершенстве владела несколькими иностранными языками, обладала красивым голосом, играла, на фортепиано. Отец умер, когда Васе было два года. В пять лет он самоучкой недурно играл на гармонике. Любил бывать среди дворни. Видя его музыкальную любознательность, мать пригласила учителя музыки. Зубрёжка гамм и различных экзерсисов на фортепиано не привлекала мальчика. Вскоре мать с семьёй переезжает в небольшое село Марьино. К 14 годам Василий умел играть на многих народных инструментах, знал все народные песни, звучавшие в округе, лихо отплясывал "русскую". Чтобы дать сыну законченное образование, мать, Софья Михайловна, переезжает в Петербург. Андреев, обучаясь в гимназии, одновременно берет уроки скрипки у Н.В. Галкина (впоследствии - профессора Петербургской консерватории и дирижера Мариинской оперы). Занятия у Н .В .Галкина имели большое значение для формирования профессионального отношения Андреева к музыке, педагогике; кроме того, крепкая пальцевая техника, знакомство с музыкальными шедеврами весьма пригодились видному реформатору народного инструментария в его будущей практике. После окончания гимназии (1882) В.В. Андреев совершил путешествие по Европе. В Италии большой интерес у Андреева вызвал неаполитанский оркестр. Здесь и появились первые мысли о профессионализации русских народных инструментов.

Лето 1883 года: знакомство с игрой марьинского крестьянина Антипа, исполнявшего на примитивной балалайке "Вдоль по Питерской". Звучание балалайки необыкновенно взволновало Андреева: "Я помню, что тогда же как калёным железом выжглась в мозгу мысль: играть самому и довести игру на балалайке до совершенства. Не знаю, что сильнее руководило мной - инстинкт или национальное чувство. Я думаю, что было и то и другое, а соединение их дало мне ту силу, которая не знает на своем пути преград и не останавливается ни перед какими жертвами в своем стремлении довести дело до конца" [1, 75-76].

Через несколько дней Андреев играл лучше Антипа. Затем состоялось знакомство в г.Бежецке c помещиком Александром Степановичем Пасхиным (Паскиным), в своё время бравшим уроки игры на балалайке у Н.В. Лаврова. У А.С. Пасхина В.В. Андреев перенял новые исполнительские приемы, от него же получил адрес бежецкого столяра, которому заказал улучшенную балалайку. На этом инструменте В.В. Андреев совершенствовался два года. Затем переехал в Петербург, где стал выступать в благотворительных концертах. Об одном выступлении В.В. Андреева (23.12.1886) имеется свидетельство в "Петербургской газете" от 24.12.1886 года. К этому времени относится заказ Андреевым у петербургского мастера Владимира Васильевича Иванова нового инструмента (кузов из горного клёна, гриф черного дерева, врезные металлические порожки, акустически улучшенный голосник; даты заказа и изготовления балалайки в разных источниках указываются разные: К. Вертков - 1887, Е. Максимов - 1885). Искусство игры на балалайке у В.В. Андреева растёт, появляется все увеличивающееся количество подражателей. В.В. Андреева называют не иначе как "отец балалайки".

В 1887 году наряду с В.В.Ивановым несколько инструментов изготовил "придворный мастер Его Величества принца Ольденбургского" Ф.С.Пасербский, который впоследствии стал соавтором хроматической, сперва 12-ладовой, а затем с еще большим количеством ладов, балалайки (именно Ф.С.Пасербский выполнил весной 1887 года для В.В. Андреева хроматическую балалайку). В этом же году Андреев совместно с П.К.Селиверстовым издал первую школу игры на 5-ладовой балалайке: "Составил П.К.Селивестров при участии известного артиста на балалайке В.В.Андреева с приложением песен, исполненных им в концертах"; Андреев написал к школе вступительную статью.

Исполнительское искусство В.В.Андреева можно проследить по рецензии из "Русских ведомостей" (1883, № 119, от 2 мая): "Не знаем, как играет каждый из членов "Кружка", но сам г. Андреев играл один на своей балалайке марш собственного сочинения. Как музыка, марш интереса не представляет, но лучше его ничто не может доказать, что только виртуоз может извлекать из этого всё-таки скромного инструмента такие сильные звуки, такие сложные и трудные аккорды, так заставить петь балалайку!". В этом убеждают и более поздние сочинения В.В. Андреева - вальсы, марши, полонезы, мазурки: насыщенная аккордовая фактура, сложная кантилена, виртуозные вариации и пассажи - всё говорит об исключительных возможностях музыканта. К сожалению, сохранившаяся граммофонная запись игры Андреева-балалаечника (1910) доносит до нас слабое представление об его искусстве игры.

Большое значение в жизнедеятельности В.В.Андреева в частности и народных инструментов в целом имело появление такого самородка, как Семён Иванович Налимов, известного российского мастера, изготовившего не одну сотню самых различных русских народных щипковых инструментов высокого качества.

Искусствовед прошлого А.В.Оссовский писал, что за десять лет с 1888 года известность балалайки чрезвычайно расширилась: только в Петербурге в 1898 году уже около 20 тысяч лиц играли на этом инструменте. Вспомним, что ещё в декабре 1887 года В.В. Андреев организовал в Соляном городке балалаечный класс из 14 учеников. С 1891 по 1897 годы Андреев и его помощники бесплатно преподавали игру на балалайке в шести полках Петербургского гарнизона. Благодаря только этому ежегодно обучались до 600 человек. В 1906 году в России было продано свыше 200 тысяч балалаек и домр. Начиная с 1887 года, вышли из печати 23 школы и самоучителя, из которых подготовлено непосредственно Андреевым или при его участии - 9. Для еще большей популяризации балалайки В.В. Андреев публикует статьи во многих изданиях, переписывается с ведущими музыкантами, педагогами, деятелями искусства, открывая путь к профессиональному признанию русских народных инструментов. Для этого же он использовал успех русских инструментов за рубежом. Свидетельства этого успеха: в Парижской консерватории открылся класс балалайки; немецкий кронпринц учился играть на балалайке.

Вся деятельность В.В.Андреева была направлена на то, чтобы народные инструменты были доступны широким слоям населения, чтобы усовершенствованные домры и балалайки стали вновь родными по духу русскому человеку, но с учётом, что каждое искусство живёт и поддерживается образцом: яркий пример необходим для подражания [1, 108].

Исполнительское искусство Андреева-балалаечника и его Великорусского оркестра стало блестящим образцом для появления многих известных музыкантов, ансамблей и оркестров. К числу страстных популяризаторов балалайки относятся Зарубин, Доброхотов, Успенский и др.

Александр Николаевич Зарубинпод влиянием В.В. Андреева стал известным музыкантом и опытным организатором балалаечного дела. Благодаря его энергии около 20 оркестров, преимущественно школьных и солдатских, начали своё существование. Он сумел организовать струнный оркестр в Императорском лицее, где учился сам. После окончания лицея работал на службе, которая отнимала всё его время. Поэтому для совершенствования в игре на балалайке Зарубину приходилось вставать в 5 часов утра или заниматься ночами. Нередко он брал на службу гриф, отломанный от балалайки, и в свободные минуты тренировал пальцы. К сожалению, сведений о балалаечнике почти нет. Известно, что после революции он эмигрировал в Америку, где и умер в начале 30-х годов [9, 14-15].

 

Александр Дмитриевич Доброхотовродился в Москве (1884 г.). Увлёкся балалайкой после одного из концертов Великорусского оркестра В.В. Андреева, гастролировавшего в Москве. Инструмент освоил самостоятельно по различным самоучителям. Определённое влияние на его техническое мастерство оказал Б.С. Трояновский. В 1907-19I5 годы Доброхотов гастролировал по России, Германии, Франции. Аккомпанировал Н.В.Плевицкой, А.Д.Вяльцевой. Большую часть его концертного репертуара составляли собственные обработки и переложения русских народных песен и произведений зарубежных композиторов (отечественных - редко). С 1907 года начал публиковать свои обработки в серии "Репертуар солиста балалаечника". После Великой Октябрьской революции жил и концертировал за границей. Умер в г. Чикаго в 1938 году [9,15].

 

Николай Тимофеевич Успенский(1888 или 1892) учился играть на балалайке в последнем классе учительской семинарии. Отец-купец, узнав о его увлечении, выгнал из дома. Несколько лет работал грузчиком, но балалайку не бросил. О своих бедствиях часто писал В.В.Андрееву и нередко получал от него помощь. С 1912 года гастролировал по стране. Были изданы его некоторые обработки и переложения, которыми пользуются в учебной практике и сегодня. Н.Т.Успенским в советское время было наиграно несколько грампластинок. В 1934 году он опубликовал в издательстве "Тритон" "Самоучитель для балалайки". Умер в 1938 или 1939 году [9, 20-21].

Самым выдающимся и блестящим артистом среди всех исполнителей на народных инструментах является, несомненно, Б.С.Трояновский" (из решения жюри Всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах 1939 года) [6, 172]. Еще при жизни Б.Трояновского называли "балалаечным Кубеликом", "волшебником-музыкантом", "королем балалайки". До революции не было ни одной купеческой семьи, которая не имела бы грампластинок с записью игры знаменитого русского балалаечника.

Борис Сергеевич Трояновскийродился 3 апреля 1883 года в селе Ругодево Новоржевского уезда Псковской губернии. "В деревенской глуши, в 75 верстах от железной дороги, я впервые услышал у крестьян игру на балалайке, очень увлёкся ею, стал учиться, играть, перенимать у деревенских учителей их манеру игры, приёмы, штрихи и песни" [6,172-173].

В начале своей исполнительской деятельности Б.C.Tpoяновский играл на самодельной 5-ладовой балалайке. Затем в г.Пскове под руководством местного балалаечника, полковника Г.А. Адамовича освоил хроматическую балалайку. 11-летним мальчиком дал в Старой Руссе свой первый концерт. После окончания Псковского реального училища переехал в Петербург, где познакомился с В.В.Андреевым. Начиная с 23 декабря 1904 года он солист Великорусского оркестра, с которым несколько лет гастролировал по России и за рубежом (Англия, Франция, Германия, Америка).

"Среди сенсаций настоящего берлинского музыкального сезона концерты великорусского оркестра балалаечников под управлением В.В.Андреева занимают одно из первых мест [...]. Любимцем местной, преимущественно немецкой концертной публики сделался солист оркестра г. Трояновский" (Раннее утро. - 1908. - 15 нояб.). Мировая известность Трояновского еще более упрочилась во время следующих гастролей, но уже самостоятельных, без оркестра (начиная с 1912 года). Зарубежная печать называла исполнителя не иначе как "балалаечный Паганини". Знаменательной вехой в жизни артиста стали встречи с Л.Н. Толстым, которому балалаечник неоднократно играл русские народные песни в своей обработке.

В репертуаре Трояновского - обработки и переложения русской и зарубежной классики, русских народных песен; обработки последних он делал с исключительной любовью и всю жизнь. "В лице Б.С.Трояновского мы имеем одного из непревзойденных мастеров искусства игры на балалайке [...]. Переложения таких вещей, как "Пляска смерти" Сен-Санса, Фантазия на темы оперы "Кармен" и, в особенности, "Испанское каприччио" Римского-Корсакова, сделаны с мастерством" (заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор М.Штейнберг). "Борис Сергеевич Трояновский страстно любил свой инструмент, был настоящим виртуозом, каждая его вещь была так ювелирно технически отделана, с таким теплом и блеском сыграна, что все прежние представления о якобы ничтожных возможностях балалайки рушились, как карточный домик" (народная артистка СССР Н. Сац).

После Великого Октября Б.С.Трояновский усиленно концертировал, активно участвовал в пропаганде музыкального искусства среди детей. В 1939 году Трояновский стал одним из организаторов и членов жюри Всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах. Во время Великой Отечественной войны, несмотря на преклонный возраст и подорванное здоровье, остался в блокадном Ленинграде и снова много концертировал. После войны Б.С. Трояновский кропотливо работал над записью своих обработок и переложений. Скончался он в 1951 году в Ленинграде и похоронен на Литературных мостках.

Б.С.Трояновский стал основоположником современной игры на балалайке: его новые приёмы и штрихи (некоторые виды вибрато, двойное пиццикато в быстрых пассажах, бряцанье по одной струне и т.д.) значительно расширили технические и художественные возможности инструмента. Его обработки русских народных песен и наигрышей считаются уникальными по своему мастерству проникновения в содержание песни, чисто народному колориту исполнительских приёмов звукоизвлечения. Это своеобразная классика, которую каждый балалаечник обязан изучить и воплотить в своей игре. Обработки послужили образцами при создании подобных сочинений другими балалаечниками (В.Нагорным, Н.Вязьминым, Б. Феоктистовым).

Б.С.Трояновский известен в музыкальной жизни как ансамблист (в дуэте с А.С. Илюхиным) и как организатор и дирижёр (он - создатель и руководитель одного из лучших русских народных оркестров, впоследствии - оркестра имени Н.П.Осипова). Творческая деятельность Б.С.Трояновского - качественная ступень в профессиональном балалаечном исполнительстве, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие народно-инструментального искусства в нашей стране.

Исполнительское искусство игры на балалайке в 20-40-е годы характеризуется появлением ряда интересных музыкантов, которые наряду с Б.С.Трояновским и Н.П.Осиповым создали предпосылки для возникновения будущей школы балалаечного мастерства. Среди этих музыкантов заметно выделились К.Л.Плансон, А.С.Илюхин, В.В.Нагорный, Н.Г.Хаврошин и многие другие.

Кирилл Львович Плансонродился в 1895 году в Варшаве в семье военного. Отец возглавлял местное отделение "РМО". В семье неоднократно бывали Б.С.Трояновский и А.Д.Доброхотов; отсюда и увлеченность К.Л.Плансона балалайкой. Кирилл играл на балалайке в гимназическом оркестре, которым позднее сам руководил. Вскоре семья переехала в Витебск, где состоялись первые концертные выступления балалаечника. В 1916 году он совершил гастрольную поездку с солисткой Мариинского театра М.Андреевой в Китай и Японию. В 1926 году начал работать в Ленинградском радиокомитете. Снискал большую популярность своими переложениями и собственными сочинениями. В ноябре 1931 года К.Л. Плансон одним из первых в истории балалаечного исполнительства сыграл сольный концерт в двух отделениях, где прозвучали Венгерская рапсодия №6 Листа, Венский каприс Крейслера, этюд "Охота" Паганини. Он стал первым исполнителем финала скрипичного концерта Мендельсона, скрипичного концерта Боккерини, фантазии Листа "Дон Жуан" в собственном переложении. С 1938 года жил в Москве и работал солистом в Мосэстраде. Скончался в 1976 году [9, 18-19].

 

Александр Сергеевич Илюхин (1900-1972) рано научился играть на гармонике и скрипке. Услышав в 1918 году игру Б.С.Трояновского, изучил балалайку и, некоторое время спустя, стал выступать как солист, а в 20-х годах - в дуэте с Трояновским. В эти же годы издал свой самоучитель, а в 1939 году - двухчастную школу для балалайки,неоднократно переиздававшуюся до 1971 года (в 80-е годы вышло ещё одно переиздание). С 1928 года начал вести педагогическую работу в первом музыкальном техникуме и рабфаке Московской консерватории. После Великой Отечественной войны основал кафедру народных инструментов в ГМПИ имени Гнесиных и руководил ею до 1963 года. Среди его учеников известны М. Рожков, Н. Некрасов, А. Тихонов, О. Глухов, В. Минеев, В. Глейхман и др. Ему было присвоено звание заслуженный деятель искусств PCФCP и учёное звание доцента. Известен как автор лекций и пособий по курсу истории исполнительства на русских народных инструментах [9, 21-22].

 

Владимир Викторович Нагорный родился в Таганроге в 1908 году. На балалайке начал играть с 6 лет. Одновременно с учёбой в железнодорожном училище участвовал в концертной деятельности городского оркестра под руководством В.Г. Молла (Таганрог помнит это имя). В 1930 году поступил в 1-й музыкальный техникум при Московской консерватории. В годы войны находился на различных фронтах. В послевоенный период гастролировал по стране и за рубежом, записывался на грампластинки, занимался переложениями разных произведений (наиболее известные: "Кадриль" Т. Хренникова, "Красный сарафан" А.Варламова и т.д.). С 1972 года - на пенсии. Необходимо отметить постоянного партнера В.В. Нагорного - пианистку Н. Окаемову, прекрасного концертмейстера и соавтора многих балалаечных переложений [9,22].

Николай Гурьевич Хаврошин (1915-1973) в 10 лет получил концертную балалайку, которую освоил самостоятельно. Работал слесарем, учился в ФЗУ. С 1933 года учащийся отделении народных инструментов Харьковской вечерней рабочей консерватории, с этого же времени - артист профессионального секстета балалаечников. В 1935 году поступил на отделение народной инструментов Киевской консерватории. С 1937 по 1941 годы - солист в различных концертных организациях Киева и Харькова, в промежутке - участник Всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах, где поделил третье место с М. Филиным (одним из конкурсных номеров была "Кампанелла" Паганини). Воевал, но с 1943 года был отозван с фронта в оркестр под руководством Н.П. Осипова. Здесь продолжилось его творческое сотрудничество с Н. П. Будашкиным, начало которого прослеживается в 1939 году. В результате такого сотрудничества в свет вышло одно из лучших произведений балалаечной классики - Концертные вариации на тему русской народной песни "Вот мчится тройка почтовая" (1943). Оставив оркестр по состоянию здоровья в 1955 году, Н.Г. Хаврошин до 1971 года работал солистом-балалаечником, а в последние годы жизни занимался изготовлением концертных балалаек.

Наряду с названными балалаечниками, заметно возвышаясь над ними своим мастерством и репертуаром, значительную роль в пропаганде балалаечного исполнительства играл Николай Петрович Осипов, чьё искусство радовало и удивляло многих любителей народной музыки.

Николай Петрович Осипов родился в 1901 году в Петербурге в семье родовых дворян. Игре на балалайке научился у дворника С.Г. Соколова (будучи солдатом, Соколов обучался балалаечному мастерству у В.В. Андреева). Рано познакомился с репертуаром Б.С. Трояновского (по пластинкам и выступлениям). Восьми лет впервые выступил как солист на одном из благотворительных концертов, где его услышали Андреев и Трояновский. По рекомендации Андреева Осипов стал учиться у члена Великорусского оркестра А.М. Дыхова. По воспоминаниям Николая Петровича эти занятия с отличным музыкантом и вдумчивым педагогом оказали ему неоценимые услуги: результаты занятий превзошли ожидания. В 1912-1913 годах, вскоре после ухода из Великорусского оркестра Б.С. Трояновского, Н.П. Осипов выступал в оркестровых программах с сольными номерами в сопровождении фортепиано. Великий Октябрь не поколебал жизненной цели Н.П.Осипова. Сын дворянина, воспитанник престижного училища правоведения на вопрос: собирается ли бежать за границу, ответил, что его призвание - искусство, а его искусство вышло из русского народного творчества, с которым он не хочет порывать живую связь .

В 1922 году Н.П.Осипов переехал в Москву, где стал известен широким кругам публики как виртуоз игры на балалайке (напомним: до переезда в Москву Н.П.Осипов учился в Петербургской консерватории по классу скрипки). П.П.Коган - известный в стране организатор концертов советских музыкантов - познакомился с балалаечником и устроил ему гастроли по СССР. Партнёром по концертной работе стал его брат - Д.П.Осипов (выпускник Московской консерватории, ассистент А.В.Гольденвейзера), отличный пианист, знающий наизусть весь аккомпанемент балалаечника.

Н.П.Осипову принадлежит пальма первенства в создании серьёзного, классического репертуара. Искусствовед Г.Поляновский писал: "Труднее всего представить себе на балалайке кантилену "Забытых мотивов" Метнера, казалось бы, менее всего предназначенную для воплощения на балалайке. И однако певучие, нежные звуки отлично передаются Осиповым. Разнообразные приёмы, вибрации придают звукам балалайки всё новые и новые тембровые окраски, расширяющие её ограниченные тремя струнами ресурсы. В процессе работы [...] над пьесой Альбениса артист находит новые приёмы, обогащающие балалайку (приём, напоминающий игру на кастаньетах. - В.А.)". Президент Академии наук СССР А. Карпинский вспоминал: "Особенно было поразительно исполнение оркестровых сочинений Листа и других симфонистов. По насыщенности звуков иногда казалось, что не один инструмент исполняет произведение, а несколько". С. Василенко: "Не было композитора, исполнение которого не удавалось бы Осипову, этому замечательному артисту. Сочинения Баха и Генделя выходили у него полнозвучно, с чётким голосоведением... Моцарт звучал у Осипова как хороший сильный клавесин. Совершенно блестяще исполнял он вторую рапсодию Листа, фантазию на оперу "Кармен" Сарасате, сонату Метнера.

Дружба и творческая связь со многими советскими композиторами, прежде всего, с С.Н.Василенко и М.М.Ипполитовым-Ивановым, привела к созданию ряда фундаментальных сочинений для балалайки ("Концерт для балалайки с симфоническим оркестром" С. Василенко и его же пятичастная сюита, фантазия для балалайки с симфоническим оркестром "На посиделках" М. Ипполитова-Иванова, сюита М. Черёмухина и др.), что стало предпосылкой появления глубокого интереса последующего поколения композиторов и к балалайке, и к другим народным инструментам. Исполнительское мастерство было особо подчёркнуто включением в течение ряда лет Московской филармонией сольных концертов балалаечника в "Абонемент постоянных мест".

Большое значение Н.П.Осипов придавал педагогической работе. С 1930 по 1940 годы он преподавал в музыкальном училище имени Октябрьской революции класс балалайки и домры. Его наиболее известные ученики: заслуженный деятель искусств РСФСР А.Н. Лачинов, заслуженные артисты РСФСР Б.А. Романов и М.Г. Филин, солист ансамбля "Берёзка" Л.В.Владимиров и др.

С 1940 года до дня смерти (9 мая 1945 года Н.П.Осипов плодотворно трудился на посту художественного руководителя и главного дирижёра Государственного оркестра народных инструмента Союза ССР.

Значение Б.С. Трояновского и Н.П.Осипова, как и плеяды балалаечников 20-40-х годов, состоит прежде всего в том, что они продолжили реформаторскую деятельность В.В. Андреева и подняли исполнительское искусство игры на инструменте до профессиональных высот. Техника игры обогатилась различными приёмами и штрихами, существенно улучшился репертуар за счёт не только переложений и обработок исполнителей, но и оригинальных сочинений. Балалайка получила апробацию как сольный инструмент в "балалайкабендах". И, наконец, балалайка закрепилась в системе музыкального образования, что предопределило дальнейший рост и совершенствование исполнительского мастерства подрастающего поколения.

В 50-70-е годы XX века начинают складываться специфические традиции исполнительского мастерства на балалайке по регионам стран. Одним из таких регионов стала центральная часть страны (Московский регион). Это естественно, т.к. здесь проходила творческая деятельность многих вышеназванных музыкантов, а также Е.Г. Авксентьева, Б.С. Феоктистова, Л.И. Воинова, М.Ф.Рожкова.

Евгений Григорьевич Авксентьев(1910-1988) родился в Красноярске. В семье из поколения в поколенье передавалась любовь к русским народным инструментам и особенно - балалайке. Отец - Григорий Евгеньевич - известный в стране организатор оркестров народных инструментов. Сын Е.Г.Авксентьева - Борис - балалаечник, участник инструментального трио под упр. А. Беляева. 1926 году Е.Г. Авксентьев познакомился с Б.С.Трояновским и взял у него несколько уроков. С 1928 года - профессиональный балалаечник. В 1935 году поступил на композиторское отделение музыкального училища им. Гнесиных к В. Шебалину и закончил его незадолго до войны. Одновременно работал дирижёром и композитором в Ансамбле народного танца И. Моисеева (до 1949 г.). В 1950 году направлен музыкальным консультантом в КНДР, затем около четырёх лет работал начальником отдела концертных организаций и музыкальных коллективов Госкомитета Совета Министров СССР по делам искусств, и, наконец, после 20-летнего перерыва снова взял в руки балалайку. В качестве солиста Москонцерта гастролировал по СССР и многим странам мира. Большую известность получили его сольные концерты на Версальском фестивале классической музыки (1966) и в Римском оперном театре (1970). Первым из балалаечников осуществил сонатный вечер, где прозвучали сонаты Скарлатти, Гайдна, Моцарта, Гречанинова, Глазунова, Пузея, Белецкого-Розановой (март 1975 - концертный зал академической капеллы имени Глинки - Ленинград) [9, 25-27].

 

Борис Степанович Феоктистов (1911-1990) родился в Красноярске. На балалайке начал играть с 5 лет (первый учитель - отец), затем занимался в оркестре народных инструментов при клубе "Красный Октябрь" (руководитель Г.И. Трошин). Учился игре на виолончели, сперва в Красноярском музыкальном техникуме, а затем в Московском музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова. Службу в Красной Армии проходил как виолончелист и балалаечник в симфоническом оркестре ЦДКА с 1936 по 1938 годы. В 1938 году по конкурсу был принят в Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии им. Александрова, в котором играл свыше 30 лет. С ансамблем и самостоятельно побывал в 22 странах. В 1939 году стал лауреатом Всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах (II премия). В 1959 году ему присвоили звание заслуженный артист РСФСР.

Виртуозность, удивительное мастерство, лиричность, неповторимая индивидуальность исполнения, тонкое чувство юмора - вот те качества, которые отмечали рецензенты исполнительского искусства Б.С. Феоктистова. Он автор многих обработок и переложений, им записано много грампластинок, осуществлено большое количество радио и телепередач.

Леонид Иванович Воинов (1898-1967). Родился в г.Темникове. Играл на скрипке до 20 лет, но с 1918 года связал себя на всю жизнь с народными инструментами и особенно - балалайкой. Брал уроки у Б.С. Трояновского по балалайке, у А.Б.Гольденвейзера по фортепиано. Позднее стал известным композитором (сочинения для оркестра народных инструментов, хоровые кантаты, два концерта для балалайки с оркестром и т.д.). В качестве солиста играл с оркестром им. Андреева, регулярно выступал по Всесоюзному радио. В репертуаре Л.И. Воинова - произведения классиков, современных композиторов, собственные сочинения. Его творческая деятельность отмечена высокими званиями: 1947 год - народный артист Мордовской АССР, 1951 г. - заслуженный деятель искусств PCФCP [9, 28-29].

 

Михаил Федотович Рожков родился в 1918 году на Волге. Окончил Ленинградское музыкальное училище по классу П.И.Нечепоренко. Во время войны выступал с разными ансамблями на многих фронтах. После войны учился у А.С.Илюхина в ГМПИ имени Гнесиных. С 1958 года играл в дуэте с гитаристом Георгием Миняевым. После смерти Г. Миняева партнером балалаечника стал Ю. Чернов.

Оценкой творческого мастерства М.Ф. Рожкова могут послужить слова скрипача Иегуди Менухина, который написал их на своей фотографии, подаренной Рожкову: "Музыканту, воплощающему в себе русскую душу, Михаилу Рожкову, благодаря которому я пережил волнующее событие в моей жизни". М.Ф. Рожковым выполнено множество записей на грампластинки, в кино, на радио и телевидении. Заслуженный артист Якутской АССР, народный артист России М.Ф.Рожков концертировал до 1990 года,а, выйдя на пенсию, стал выступать в различных концертах с отдельными номерами, участвовать в крупных общественных мероприятиях (организация и проведение конкурсов, фестивалей). [7, 1993 №4,16-21].

С именами Павла Ивановича Нечепоренко и Евгения Григорьевича Блинова связана высшая школа балалаечного искусства, которую подразделяют на школу уральскую ("блиновскую") и московскую ("нечепоренковскую"), поскольку они отличаются друг от друга исполнительским рисунком, разными педагогическими подходами к обучению игре на балалайке, разными индивидуальностями своих учеников.

Но в этой несхожести есть общее: стремление выразить в своем исполнительском творчестве и творчестве своих учеников лучшие стороны балалаечного мастерства на современном этапе.

"Павел Нечепоренко... Это имя для многочисленных любителей балалайки и профессионалов у нас в стране и за её пределами звучит свято, овеяно славой, стало легендой. Нечепоренко - это символ подвижнического служения искусству, русским народным инструментам, это первая, заявившая о себе профессиональная школа игры на балалайке, безграничная вера в непреходящую значимость избранного дела, это широта творческих интересов, талант, помноженный на работоспособность, бесконечное стремление к совершенству, активная жизненная и творческая позиция" [8, 5].

 

"Я родился 31 августа 1916 года на Украине, в город Чигирин. Моё детство проходило в те годы, когда ещё не было ни радио, ни телевидения, ни магнитофонов, ни дискотек. Граммофон и тот был редкостью, но музыка звучала со всех сторон. Голоса гармошек, балалаек, гитар, мандолин переплетались по вечерам со звуками цикад и песнями украинскими и русскими... У нас в семье все пели, все любили музыку" (8, 10). На балалайке он начал играть с 7 лет (не без помощи отца), впервые выступив в 15 лет. Любовь к балалайке привела П.И. Нечепоренко в класс В.И. Домбровского (Ленинградское музыкальное училище). Ценные советы молодому музыканту дал Б.С.Трояновский. В 1939 году на Всесоюзном смотре исполнителей на народных инструментах П.И. Нечепоренко поделил первое место с Н.П.Осиповым (на третьем туре балалаечник исполнил "Полёт шмеля" Римского-Корсакова, Концерт Василенко II часть, Венское каприччио Крейслера, но особенно поразил слушателей интерпретацией Концертной фантазии на темы из оперы Бизе "Кармен" Сарасате). В годы войны П.И. Нечепоренко работал в Балтийском флотском ансамбле балалаечником, а затем и его художественным руководителем. После войны поступил в Ленинградскую консерваторию и в 1949 году окончил ее по двум специальностям: дирижёр хора и дирижёр оркестра народных инструментов. После окончания ЛОЛГК он назначается главным дирижёром оркестра им. Андреева. В 1951 году переезжает в Москву, работает недолго дирижёром и зам. художественного руководителя Государственного оркестра им. Осипова. По словам П.И. Нечепоренко исполнительская натура взяла верх и поэтому последующие десятилетия он - солист Госконцерта. В 1952 году за концертные программы нескольких сезонов ему присуждается Сталинская (Государственная) премия. Исполнитель существенно обогатил балалаечную практику новыми приемами (например, "гитарный приём") и оригинальными сочинениями ("Вариации на тему каприса Паганини" - своеобразная энциклопедия балалаечных приёмов и штрихов). Необходимо отметить, что разработка гитарного приема позволила исполнителю включить в свой репертуар не звучавшие ранее у балалаечников произведения Рамо, Куперена, Скарлатти, Люлли, Гайдна, Мендельсона, Паганини и т.д. С 1959 года П.И. Нечепоренко работает в ГМПИ имени Гнесиных, внося в педагогическую практику академические черты исполнительской школы В.В. Андреева - Б.С. Трояновского - Н.П.Осипова. Среди его учеников, а их уже свыше 50, лауреаты различных конкурсов: В.Болдырев, В.Зажигин, С.Гитлин, О.Давыдов, А. Горбачёв и многие другие. Регулярные контакты с советскими композиторами (Ю. Шишаковым, Ф. Смехновым, В.Екимовским...) позволили существенно расширить балалаечный репертуар новыми произведениями. Постоянные консультации и беседы, записи на радио и по телевидению, наигрывание грампластинок, концертные гастроли, участие в различных конкурсах, педагогическая работа - всё это и есть сегодняшняя творческая деятельность П. И. Нечепоренко - профессора, народного артиста СССР.

 

Другие крупным балалаечным регионом стал Урал, где главное место принадлежит Евгению Григорьевичу Блинову. Он родился в 1925 году в г.Свердловске в семье бухгалтера ВИЗа Григория Николаевича Блинова. Балалайкой увлекся рано: уже в 8 лет дебютировал на областной олимпиаде. Вскоре семья переехала в Кушву (север Свердловской области), где в школе № 5 Е.Г.Блинов организовал струнный кружок. В 1940 году он поступает в музыкальное училище сперва в класс В.В.Знаменского (домра), а чуть позднее - в класс Н.Ф.Рожина (балалайка).

В начале войны в Свердловск эвакуируется Киевская консерватория, в училище стал работать М.М.Гелис. У него и продолжил учёбу Е.Г.Блинов. После II курса, как лучший учащийся, Е.Г.Блинов переведён в Уральскую консерваторию. В 1943 году призван в армию, после демобилизации (1946) возвращается в класс М.М.Гелиса в Киевскую консерваторию, которую и закончил с отличием в 1951 году.

Участие в 1953 году в международном конкурсе (Всемирный фестиваль молодежи и студентов - Бухарест) принесло Е.Г.Блинову золотую медаль и звание лауреата. Программа конкурсанта: Куликов "Концертные вариации", Рубинштейн "Мелодия", Андреев "Каприз", Будашкин "Концертные вариации на русскую тему", де Фалья "Испанский танец" и - на бис! - Трояновский "Плясовая". Е.Г.Блинов стал первым исполнителем на Украине представившим балалайку сольным концертом в двух отделениях (1952).

Его гастроли за рубежом привели в восхищение многих иностранных слушателей. "Виртуоз Франц Лист просиял бы, услышав свою знаменитую "Вторую рапсодию" в таком захватывающим дыхание исполнении" ("Берлинер Цейтунг", 2 сентября 1952 г.). Е.Г. Блинов много и плодотворно сотрудничал с украинскими и уральскими композиторами - Е. Кичановым, Н.Шульманом, Н. Пузеем, К. Мясковым, К. Кацман и др.

С 1963 живёт и работает в Екатиринбурге. Ни на минуту не оставлял педагогической работы. Среди учеников: заслуженные артисты РСФСР В. Аверин, Ш. Амиров, Ю. Гаврилов, В. Шеболкин, народный артист УССР В. Илляшевич... И в настоящее время народный артист РСФСР, профессор Е.Г. Блинов плодотворно трудится на педагогической и исполнительской работе.

С 70-х годов XX века в России начинает формироваться ещё один балалаечный регион - ленинградский (петербургский), во главе с заслуженным деятелем искусств РФ, профессором А. Б. Шаловым.

Александр Борисович Шаловродился в 1927 году в д.Матвеево Устюжского района Вологодской области. Играл на балалайке с раннего детства, занимался в оркестре. Войну пережил в блокадном Ленинграде, где до марта 1942 года участвовал в концертных бригадах, а с 14 лет поступил на оборонный завод. С 1947 года учился в музыкальном училище у П.И. Нечепоренко (Ленинград), затем у А.С. Илюхина в ГМПИ им. Гнесиных И окончил институт в 1956 году у М.Ф. Рожкова. Через четыре года начал свою педагогическую деятельность в ЛОЛГК, (с 1989 - профессор). А.Б.Шалов известен как исполнитель в дуэте с Л. Самсоновым-Роговицким, с которым много выступал с оркестром им. Андреева, осуществил большое количество записей на радио, грампластинки. Большую популярность приобрели концертные обработки А.Б. Шалова для балалайки, в основе которых лежат русские народные песни и наигрыши. Известны его методические статьи и пособия, вышедшие из печати. Среди учеников А.Б. Шалова: лауреаты Всероссийских, Всесоюзных и международных конкурсов М. Данилов, М. Сенчуров, Д. Царенко, А.Денисенко и др. Скончался А.Б.Шалов в 2001 году.

70-90-е годы ознаменовались дальнейшим развитием искусства игры на балалайке. Яркими тому свидетельствами стали Всероссийские и Международные конкурсы исполнителей на народных инструментах (1972 - Москва, 1979 - Ленинград, 1986 -Тула, 1990 - Горький, 1993 - Череповец и др.), где участвовало большое количество балалаечников новой формации и высокой степени одарённости. В это же время ярко раскрылся талант А.В.Тихонова, солиста Государственного русского народного оркестра им. Осипова, народного артиста России.

Анатолий Васильевич Тихонов родился в 1932 году в Москве. Учился в ремесленном училище, затем у Б.А. Романова в музыкальном училище им. Октябрьской революции. С 1953 года - солист оркестра им. Осипова. В 1957 году на Московском всемирном фестивале молодёжи и студентов завоевал первое место, звание лауреата и золотую медаль. В 1966 году окончил ГМПИ им. Гнесиных у А.С. Илюхина.

В настоящее время - народный артист PCФСP. Он наиграл много грампластинок, является первым балалаечником, исполнившим и записавшим на пластинку все произведения В.В.Андреева и Б.С. Трояновского (обработки русских песен). Некоторое время А. В. Тихонов работал преподавателем в ГМПИ им. Гнесиных.

Большой резонанс получило балалаечное мастерство заслуженного артиста РСФСР, профессора, ректора Ростовского-на-Дону музыкально-педагогического института (ныне - Ростовской государственной консерватории) Александра Степановича Данилова. Кроме него из лауреатов всероссийских и международных конкурсов успешно ведут концертную деятельность заслуженные артисты России Ш.Амиров, В.Болдырев, В.Зажигин, В.Шеболкин, молодые исполнители, лауреаты всероссийских и международных конкурсов Е.Быков, А.Горбачёв и многие другие. Перечень этих фамилий говорит о том, что исполнительское дело на балалайке не стоит на месте: история исполнительства на балалайке продолжается.

 

Просмотров: 2300

Вернуться в категорию: Животные

© 2013-2019 cozyhomestead.ru - При использовании материала "Удобная усадьба", должна быть "живая" ссылка на cozyhomestead.ru.