рус | укр

Главная

Контакты

Навигация:
Арсенал
Болезни
Витамины
Вода
Вредители
Декор
Другое
Животные
Защита
Комнатные растения
Кулинария
Мода
Народная медицина
Огород
Полесадник
Почва
Растения
Садоводство
Строительство
Теплицы
Термины
Участок
Фото и дизайн
Хранение урожая









ISBN 5-02-003505-Х

В.И. Вернадский

Научная мысль как планетное явление

М.: Наука, 1991.

 

Научная мысль как планетное явление / В.И. Вернадский. М.: Наука, 1991.- 271 с. ISBN 5-02-003505-Х.

Книга представляет собой своеобразный итог творческих не капни нашего великого соотечественнику академика Владимира Ивановича Вернадского, итог его глубокие размышлений о судьбах научного мышления, о взаимоотношениях науки и филосо­фии, о будущем человечества.

Детально прослеживая пути и этапы развития научной мысли в разные исторические эпохи, автор подчеркивает неравномерность этого развития. Анализируя идеалистические фило­софские системы не только европейские, но и Древнего Востока, он ставит их в один ряд с религией, противопоставляя их научному знанию.

Раскрывая ведущую преобразующую роль науки и соци­ально организованного человеческого труда в настоящем и бу­дущем нашей планеты, подчеркивая все большую независимость власти разума над биосферой, ученый предупреждает, что по мере развития ноосферы эта независимость может быть реали­зована лишь при условии сохранения равновесных сил, сложившихся в биосфере.

 

Составитель Ф.Т. ЯНШИНА

Редактор П.В. ЗОЛОТОВА

 

 

0301010000-406 КБ-32-3-90

В 042(02) – 91

 

ISBN 5-02-003505-Х

© Издательство «Наука», 1991

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Имя Владимира Ивановича Вернадского сейчас стало в нашей стране широко известным. Нет ни одного мало-мальски образован­ного человека, который не читал бы, если не труды В.И. Вернад­ского, то, по крайней мере, многочисленные газетные и журналь­ные статьи о нем и о его творчестве.

В Москве существует проспект Вернадского. Его имя носит один из крупнейших в Академии наук СССР Институт геохимии и аналитической химии. При Президиуме Академии наук СССР существует Комиссия по разработке научного наследия академика В.И. Вернадского, которая издает свой «Бюллетень». Отделения этой Комиссии работают в Ленинграде и Киеве. В Московском, Ленинградском, Киевском и Симферопольском университетах учреждены стипендии имени В.И. Вернадского. Общественные на­учные центры по изучению творчества этого выдающегося мысли­теля и применению его к решению задач сегодняшнего дня суще­ствуют в Одессе, Ростове-на-Дону, Ереване, Симферополе, Ива­нове и в других городах СССР, а за рубежом – в Праге, Ольден-бурге и Берлине[1].

В марте 1988 г. в нашей стране и за рубежом (в Праге и Бер­лине) отмечалось 125-летие со дня рождения В.И. Вернадского.

 

 

Торжества развернулись очень широко. 15 января 1988 г. открылась посвященная его творчеству выставка на ВДНХ СССР. С 3 по 11 марта проводились научные симпозиумы с участием зарубежных ученых но различным направлениям исследований В.И. Вернадского последовательно к Ленинграде, Киеве и Москве. В день его рождения 12 марта в Москве в Большом театре состоялось торжественное заседание с участием общественных организаций. В те же дни отдельные заседания и научные сессии состоялись в Иванове, Одессе, Симферополе, Ростове-на-Дону, Ереване, Баку, Алма-Ате, Новосибирске, Иркутске и во многих других научных центрах страны. По инициативе иностранных и советских ученых было принято решение о создании Международ­ного фонда В.И. Вернадского для субсидирования переводов его работ на другие языки, поисков материалов о нем в зарубеж­ных архивах и приглашения в СССР ученых из других стран для докладов и лекций по современной разработке научных проблем, намеченных В.И. Вернадским[2]. Почти во всех советских и меж­дународных газетах и журналах появились статьи о нем и его многогранном научном творчестве,

Перед самым юбилеем в феврале 1988 г. издательство «Наука» выпустило 4 тома произведений В.И. Вернадского и его «Пись­ма Н.Е. Вернадской», в том числе книгу «Философские мысли натуралиста», в которой в качестве первой части вторично была опубликована работа «Научная мысль как планетное явление», но теперь уже с восстановлением по хранящемуся в архиве ори­гиналу всех тех купюр, которые были сделаны при первом изда­нии ее в 1977 г. Книга была издана тиражом 20 000 экземпляров. Весь тираж был раскуплен в первые же дни после ее появления на прилавках книжных магазинов. В издательство «Наука» и На­учно-издательский совет АН СССР поступили многочисленные письма с просьбами выпустить дополнительный тираж «Философ­ских мыслей натуралиста» или хотя бы их первой части.

Появление в 1988 г. «Философских мыслей натуралиста» на­шло широкий положительный отклик в печати. В газете «Изве­стия» от 29 сентября 1988 г., например, была опубликована статья «Неизвестный Вернадский», в которой ее автор Ф. Лукья­нов писал:

«Имя академика Владимира Ивановича Вернадского (1863-1945) неизвестным советскому читателю не назовешь. Только вот известен-то он до сих пор у себя на Родине главным образом как ученый-естественник, историк науки и почти неизвестен как мы­слитель, философ, хотя его философское наследие давно уже ста­ло общепризнанным явлением европейской и мировой научной мысли.

Только что вышедшая в издательстве «Наука» книга В. И. Вер­надского «Философские мысли натуралиста» наконец-то представ­ляет его и нашей читающей публике как философа и мыслителя.

 

 

По сути дела, эта книга – впервые осуществленное полное, без купюр издание основополагающих работ русского мыслителя, прежде всего фундаментального труда «Научная мысль как пла­нетное явление», созданных в период с 1880-х по начало 1940-х годов, и то ли вовсе не издававшихся, то ли давно ставших библиографической редкостью».

При подготовке к печати настоящего издания работы В.И. Вернадского «Научная мысль как планетное явление» текст ее был вновь внимательно сверен с рукописью С.Н. Жидовиновым с помощью сотрудников Архива АН СССР, что позволило исправить некоторые мелкие неточности, незамеченные при преж­них изданиях, а также по возможности восстановить авторские стиль, орфографию и пунктуацию.

Что же представляет собой предлагаемая вниманию читателя книга? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо кратко оста­новиться на развитии идей В.И. Вернадского, которые нашли в этом труде свое наиболее полное отражение.

Из писем к жене Наталье Егоровне и к некоторым ученым, а также из сохранившихся дневников Владимира Ивановича сле­дует, что еще в молодые годы, т. е. еще в конце прошлого века, его внимание привлекала все возрастающая техническая мощь человечества, которая по масштабам своей деятельности становилась сопоставимой с самыми грозными естественными геологиче­скими процессами. Эта деятельность в физико-географическом и химическом отношении необратимо изменяет весь лик Земли, всю ее природу (В.И. Вернадский тогда еще не употреблял термин «биосфера»).

Подобные мысли рождались не только у В.И. Вернадского и он со свойственной ему щепетильностью в более поздних работах упоминает своих в этом отношении предшественников и совре­менников. В 1933 г. американский геолог Чарлз Шухерт предло­жил рассматривать современную эпоху как начало новой психозойской эры истории Земли, подчеркивая этим названием значе­ние психической деятельности человечества как геологического фактора[3]. Наш русский ученый А.П. Павлов, пригласивший в 1890 г. В.И. Вернадского преподавать минералогию в Москов­ском университете, также считал, что с появлением на Земле человека начался новый геологический период ее истории, кото­рый он предложил назвать антропогенным (от греческого слова «антропос» – человек)[4]. Были в конце прошлого и начале ны­нешнего века и другие высказывания подобного рода.

Однако В.И. Вернадский, не ограничиваясь общими высказы­ваниями, начал кропотливую работу по количественной оценке масштабов человеческой деятельности. Уже в курсах «Минера­логии», которые каждый раз с дополнениями издавались в годы

 

 

его работы в Московском университете (с 1891 по 1912 г.), В.И. Вернадский отмечал минералы и новые химические соеди­нения, образующиеся в результате индустриальной деятельности человечества, и давал первые оценки суммарного объема и веса таких «техногенных» минералов.

С 1908 г. он отдельными выпусками стал публиковать свой «Опыт описательной минералогии», охвативший: впоследствии все самородные элементы, включая газообразные, а также их серни­стые и селенистые соединения. В этих выпусках, которые потом были собраны во 2-м и 3-м томах «Избранных сочинений В.И. Вер­надского» (1955 и 1959 гг.), при описании почти каждого мине­рала или их группы он выделяет отдельный параграф «Труд че­ловека» или «Деятельность человека», в котором дает цифры их мировой добычи и переработки, сообщает сведения о прямом и косвенном влиянии человеческой деятельности на образование и распространение того или иного минерала или химического сое­динения (например, сероводорода).

В 1933 и 1934 гг. В.И. Вернадский в двух книгах опублико­вал «Историю природных вод», которую он рассматривал как вто­рой том «Истории минералов земной коры». В этой работе он немало страниц уделяет сознательному и бессознательному влия­нию человеческой деятельности на географическое распределение и состав всех вод Земли. В.И. Вернадский еще тогда пришел к выводу, что «девственные реки быстро исчезают или исчезли и заменились нового типа образованиями, новыми водами, ранее не существовавшими. На огромной территории Евразии, а за послед­нее столетие в Америке и в Австралии – во всей биосфере идет переработка природных вод и одновременно создание новых куль­турных рек, озер, прудов, прибрежных морских образований, поч­венных растворов». «Этот процесс идет вглубь, меняет режим пла­стовых вод биосферы и стратисферы. Тысячелетия идет измене­ние верховодок – вод грунтовых, позже началось изменение бу­рением и рудным делом вод пластовых напорных. Сейчас оно местами сказывается глубже двух километров от земной поверх­ности». «На всей биосфере исчезают и изменяются старые виды поверхностных, пластовых вод, вод почв и источников, создаются новые культурные воды»[5].

Параллельно с изучением влияния человеческой деятельности на изменение природы Земли В.И. Вернадский еще в 1914–1916 гг. начал разрабатывать учение о биосфере – той оболочке Земли, в которой сосредоточено «живое вещество». Он не любил излишнего словотворчества, создания новых терминов, но велико­лепно знал всю мировую научную литературу и широко исполь­зовал ее терминологию. Так было и с термином «биосфера». Он был впервые употреблен еще в 1804 г. французским ученым Жа-

 

 

яом Батистом Ламарком в труде по гидрогеологии для обозначе­ния совокупности живых организмов, населяющих земной шар. В конце XIX в. его употребляли австрийский геолог Эдуард Зюсс и немецкий ученый Иоган Вальтер, но опять-таки в смысле, близком к пониманию Ламарка. В.И. Вернадский вложил в этот термин совершенно иной, гораздо более глубокий смысл. Для совокупности населяющих Землю организмов он ввел термин «жи­вое вещество», а биосферой стал называть всю ту среду, в кото­рой это живое вещество находится, т.е. всю водную оболочку Земли, поскольку живые организмы существуют и на самых боль­ших глубинах Мирового океана, нижнюю часть атмосферы, в ко­торой летают насекомые, птицы и люди, а также верхнюю часть твердой оболочки Земли – литосферы, в которой живые бакте­рии в подземных водах встречаются до глубины порядка 2 км, а человек своими шахтами в золотоносных районах Индии, Юж­ной Африки и Бразилии сейчас проник до еще больших глубин, превышающих 3 км. В биосфере существует «пленка жизни», в ко­торой концентрация живого вещества максимальна. Это поверх­ность суши, почвы и верхние слои вод Мирового океана. Кверху и книзу от нее количество живого вещества в биосфере Земли рез­ко убывает.

В.И. Вернадский подсчитал суммарное количество живого ве­щества в современной биосфере Земли, выяснил величину заклю­ченной в нем энергии, внимательно исследовал процесс поглоще­ния солнечной энергии с помощью хлорофилла зелеными расте­ниями суши и водорослями Мирового океана, проследил пути ее преобразования и влияния ее на возникновение многих «вадозных» минералов, свойственных только биосфере, выяснил характер поступления солнечной энергии в глубины Земли при захоронении созданной ею органической материи и дал анализ всех превраще­ний, которые происходят в живом, биокосном и косном, как он называл, веществе этой важнейшей для человека оболочки Зем­ли.

Результаты своих исследований В.И. Вернадский изложил в многочисленных статьях, в книге «Биосфера», которая впервые была опубликована в 1926 г., а потом несколько раз переиздава­лась, и в фундаментальном труде «Химический состав биосферы Земли и ее окружения», который был впервые опубликован уже после кончины ее автора, в 1965 г. За последнее десятилетие в связи с возросшим вниманием к задачам охраны природы в со­ветской и зарубежной печати появились многочисленные статьи, брошюры и книги, посвященные учению В.И. Вернадского о био­сфере, его подробному изложению, его комментированию и, к со­жалению, только отчасти, развитию. Поэтому нет нужды в пре­дисловии к данной книге останавливаться на нем подробнее. Од­нако важно подчеркнуть, что сначала В.И. Вернадский рассмат­ривал человеческую деятельность как процесс, наложенный на биосферу, чуждый ей по своему существу. Можно предполагать, что к такой мысли его подталкивал техногенный характер этой

 

 

человеческой деятельности, во многом нарушавший естественный ход природных процессов, им противоречивший.

О «наложенном», чуждом природе характере индустриальной человеческой деятельности можно судить по ряду высказываний В.И. Вернадского даже в его работах начала тридцатых годов. Так, в упоминавшейся уже «Истории природных вод» он писал о техногенных твердых минералах и водах: «Эти новые химиче­ские соединения – "искусственные", т. е. созданные при участии воли и сознания человека, пока могут быть оставлены в стороне при изучении истории природных тел»[6].

Однако в последнее десятилетие своей жизни В. И. Вернад­ский стал приходить к неизбежному выводу об эволюции биосфе­ры Земли, о количественном и качественном изменении ее глав­ной составной части – живого вещества, об этапах развития био­сферы. Такой ход мыслей привел его к выводу, что появление человека и влияние его деятельности на окружающую природную среду представляют собой не случайность, не «наложенный» на естественный ход событий процесс, но определенный закономер­ный этап эволюции биосферы. Этот этап должен привести к то­му, что под влиянием научной мысли и коллективного труда объ­единенного человечества, направленных на удовлетворение всех его материальных и духовных потребностей, биосфера Земли долж­на перейти в новое состояние, которое он предложил называть «ноосферой» (от греческого слова «ноос» – разум). Этот термин, как и термин «биосфера», сам В.И. Вернадский не изобрел. В 1922–1926 гг. во время своей длительной зарубежной команди­ровки он читал в Коллеж де Франс лекции по биогеохимии и раз­витию биосферы, а в 1927 г. слушатель этих лекций французский математик Эдуард Леруа опубликовал о них статью, в которой и употребил впервые термин «ноосфера», использованный в даль­нейшем другими французскими учеными и В.И. Вернадским.

Работа «Научная мысль как планетное явление», судя по дневникам В.И. Вернадского и его письмам, в основном была написана в 1937–1938 гг., т.е. в самые трагические годы нашей истории. События тех дней были далеко не безразличны для В.И. Вернадского. Были репрессированы его друзья и ученики. Пытаясь доказать их невиновность, ошибочность их ареста, он писал письма И.В. Сталину, Н.И. Ежову, Л.П. Берии. Тяже­лыми думами заполнены его дневники этих лет. Но книга, писав­шаяся им для будущих поколений, проникнута оптимизмом, верой в торжество человеческого разума.

Трудно всесторонне охарактеризовать содержание книги. Оно значительно шире ее заглавия, хотя идея о мировом значении научной мысли пронизывает ее от начала до конца и связывает все ее части. По существу говоря, эта книга – введение в учение о ноосфере. В ней много места уделено анализу понятия этого термина. Вместе с тем в ней широкими мазками большого худож-

 

 

ника нарисована роль человечества в развитии биосферы, дано понятие о живом веществе и его организованности, об эволюции биосферы и неизбежности ее постепенного превращения в ноос­феру, об условиях, необходимых для такого перехода, об основ­ных этапах развития человеческой культуры и ее дальнейших судьбах, о биогеохимии как основном научном направлении изу­чения биосферы, о коренных различиях между живыми и косны­ми веществами этой оболочки Земли.

Работа «Научная мысль как планетное явление» среди тру­дов В.И. Вернадского занимает особое место. Она отличается не­обычайной широтой охвата круга вопросов, затронутых в ней, и специфическим характером рассматриваемой в ней основной проблемы. Произведениям В.И. Вернадского всегда были прису­щи широта взглядов их автора на вещи и значительность масшта­ба постановки вопросов. Однако в публикуемой работе эти каче­ства ученого представляются доведенными до наиболее яркого и мощного их выражения. Природа, человеческое общество, науч­ная мысль рассматриваются им в их нерасторжимой целостности и окружающая нас реальность рисуется в поистине вселенской огромности.

«Научная мысль как планетное явление» – это вершина твор­чества В.И. Вернадского, грандиозный по замыслу итог его раз­думий о судьбах научного познания, о взаимоотношении науки и философии, о будущем человечества. Ее можно охарактеризовать как пусть незаконченный, но впечатляющий синтез идей, разви­вавшихся ученым в последний период его жизни.

В книге содержатся глубокие мысли об эволюции человечест­ва в геологическом и социально-историческом масштабах време­ни. Следует признать, что это первый во всей мировой литерату­ре опыт обобщения эволюции нашей планеты как единого косми­ческого, геологического, биогенного и антропогенного процесса. В работе вскрывается ведущая преобразующая роль науки и со­циально организованного труда человечества в настоящем и буду­щем планеты. Научная мысль, наука, рассматривается и анализи­руется как важнейшая сила преобразования и эволюции планеты.

Нельзя не отметить, что предлагаемая вниманию читателей книга имеет и глубокое философское содержание. В.И. Вернад­ский еще с юных лет не просто интересовался философией, но глубоко изучал труды философов разных школ и направлений. Он считал неотделимым сбор и обобщение научных фактов от фило­софского осмысления полученных результатов, что особенно от­четливо видно из его дневников и его переписки.

Еще в 1902 г., приступая к работе над историей развития че­ловеческой культуры, он писал своей жене Наталье Егоровне: «Я смотрю на значение философии в развитии знания совсем иначе, чем большинство натуралистов, и придаю ей огромное, пло­дотворное значение. Мне кажется, что это стороны одного и того же процесса – стороны совершенно неизбежные и неотделимые. Они отделяются только в нашем уме. Если бы одна из них за-

 

 

глохла, прекратился бы живой рост другой. Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые обла­сти будущего развития науки, и только благодаря одновременной работе человеческого ума в этой области получается правильная критика неизбежно схематических построений науки. В истории развития научной мысли можно ясно и точно проследить такое значение философии как корней и жизненной атмосферы научно­го искания»[7].

Изложенным в этом письме принципам В.И. Вернадский ос­тавался верен всю жизнь. Подобные по смыслу высказывания мож­но найти в ряде других его писем и работ, особенно в многочис­ленных публикациях по истории научных знаний. Все они проник­нуты философским осмыслением излагаемого материала.

Однако в работах, письмах и дневниках тридцатых годов мы, казалось бы неожиданно, встречаем иные высказывания B.И. Вернадского, в которых он отделяет философию от науч­ных знаний и даже упоминает о ней наряду с религией. Чтобы понять это, надо учесть, что в данном случае речь идет о господ­ствовавшей в те годы философии вульгарного диалектического материализма, предписывавшей не только представителям обще­ственных наук, но и ученым-естествоиспытателям какие выводы и заключения они должны делать для полного их соответствия философским «законам». Подобной философии В.И. Вернадский принять не мог, за что и был подвергнут критике А.М. Дебориным, который обвинил его в идеализме[8]. В.И. Вернадский с большим достоинством ответил на эту критику, хотя она больно задела его самолюбие[9]. Он всегда считал, что в основе каждого исследования должны лежать беспристрастный сборвозможно большего количества фактов по исследуемой теме, затем их объек­тивное обобщение и лишь потом философское осмысление. Кста­ти говоря, В.И. Вернадский с глубоким уважением относился к Карлу Марксу как к ученому именно потому, что в основу «Ка­питала» был положен огромный тщательно и добросовестно соб­ранный фактический материал.

Более подробно развитие философских воззрений В.И. Вер­надского рассмотрено в статье «От редколлегии» в упоминавшей­ся книге «Философские мысли натуралиста». В этой же книге опубликованы обширные комментарии к работе «Научная мысль как планетное явление», а также, в виде приложения, написанные в разное время статьи Б.М. Кедрова, И.В. Кузнецова, C.Р. Микулинского и А.Л. Яншина, в которых рассматриваются

 

с разных точек зрения вопросы мировоззрения В.И. Вернадско­го и его учения о постепенном переходе биосферы в ноосферу.

В настоящем издании, рассчитанном на самый широкий круг читателей, мы сильно сократили комментарии, перенеся необходимую их часть в подстрочные примечания. Большинство редак­ционных примечаний обновлено.

В виде приложения к основному тексту работы в книге по­мещены статьи В.И. Вернадского «О научном мировоззрении» и «Несколько слов о ноосфере», а также фрагменты рукописи (шесть параграфов) «Научная мысль как планетное явление», которые, как полагают, не были включены в текст самим авто­ром. Читатель может быть заинтересован в содержании этих фрагментов, а разыскать малотиражный журнал (Вопросы исто­рии естествознания и техники. 1988, № 1) довольно трудно. Поэтому мы решили в настоящем издании воспроизвести их по­сле сверки с авторским оригиналом и устранения допущенных в журнальном варианте ошибок и искажений.

Статья «О научном мировоззрении» впервые было опублико­вана еще в 1902 г. в журнале «Вопросы философии и психоло­гии», № 65. а потом несколько раз еще при жизни Вернадского переиздавалась в разных сборниках с очень небольшими исправ­лениями[10].

Это первая философская работа В.И. Вернадского, важная но формулировке тех взглядов, которыми проникнуто его дальней­шее творчество. Он заявляет в ней о существовании реальной, независимой от нашего сознания действительности, представление о которой является научным мировоззрением, меняющимся по мере открытия новых фактов, новых природных явлений. Инте­ресно, что когда П.И. Новгородцев, ознакомившись с рукописью этой статьи Вернадского, предложил опубликовать ее в готовив­шемся к изданию сборнике «Проблемы идеализма», то Владимир Иванович отказался это сделать, заявив, что он не идеалист, а реалист[11].

Вторая статья, «Несколько слов о ноосфере», может рассмат­риваться как прямое продолжение и развитие взглядов, изложенных в работе «Научная мысль как планетное явление». Эта ста­тья была опубликована в 1944 г.[12] В ней четко сформулированы условия, обеспечивающие переход биосферы в ноосферу, а закан­чивается статья высказанной автором твердой уверенностью в по­беде над фашизмом, поскольку «идеалы нашей демократии идут в унисон со стихийным геологическим процессом, с законами при­роды, отвечают ноосфере».

 

 

Эта последняя прижизненная публикация В.И. Вернадского (статья написана еще в разгар войны в 1943 г.) проникнута оп­тимизмом. Гениальный ученый был убежден в торжестве челове­ческого разума и не только в разгроме фашизма, но и в устра­нении всего, что еще мешает превращению биосферы в ноосферу.

Сейчас его предвидения начинают сбываться.

А.Л. Яншин

Председатель Комиссии АН СССР по разработке научного насле­дия академика В.И. Вернадского

Ф. Т. Яншина

Директор-организатор Дома-музея академика В.И. Вернадского

 

 

Просмотров: 538

Вернуться в категорию: Животные

© 2013-2022 cozyhomestead.ru - При использовании материала "Удобная усадьба", должна быть "живая" ссылка на cozyhomestead.ru.