рус | укр

Главная

Контакты

Навигация:
Арсенал
Болезни
Витамины
Вода
Вредители
Декор
Другое
Животные
Защита
Комнатные растения
Кулинария
Мода
Народная медицина
Огород
Полесадник
Почва
Растения
Садоводство
Строительство
Теплицы
Термины
Участок
Фото и дизайн
Хранение урожая









Тема № 12: Самовоспитание, самообразование учащихся как результат эффективности воспитательного процесса

План:

1. Сущность понятия «самовоспитание»

2. Самообразование учащихся

3. Эффективность образовательного процесса

 

Основные понятия: воспитание, самовоспитание и самообразование, критерии, уровни самовоспитания.

 

Основное содержание лекции

 

1. Необходимость самовоспитания диктуется взаимосвязью между развивающимся обществом и формирующейся личностью (от самого человека зависит его социальный статус): динамичностью социального прогресса; ответственностью каждой отдельной личности за свое будущее; развитием общественных отношений; возможностью достижения личного счастья. В организации самовоспитания можно выделить основные компоненты: самопознание личности (направленность, отдельные нравственные, волевые, эмоциональные процессы и особенности познавательной деятельности, характера, темперамента); составление программы (плана) работы над собой (развитие интеллекта, развитие воли, характера, укрепление здоровья и т.д.); организация системы самосовершенствования по определенным направлениям (способы работать над собой: самоубеждение, самовнушение, самоуправление) и организация деятельности для развития воли, умений, навыков, привычек поведения, организация самоконтроля (самоотчет, самооценка, самоанализ).

Логика воспитания в школе и жизни строится так, что процесс воспитания должен переходить в процесс самовоспитания. Самовоспитание – это сознательная, целенаправленная самостоятельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализации, развитию и совершенствованию личности. Собственная деятельность ребенка по саморазвитию является необходимым условием воспитательного процесса. «Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает» (В.Сухомлинский). Задача школьного воспитания – разбудить внутренние силы ученика и направить их на саморазвитие, руководить самовоспитанием учащихся. Для решения этих задач используются такие средства: сообщение знаний о развитии и саморазвитии, организация коллективной и индивидуальной деятельности по самовоспитанию, консультирование, поощрение. Существует приемы самовоспитания: самоанализ, саморегуляция, самооценка, самоконтроль и др. Широко известны системы аутотренинга, соединяющие в себе психологические и религиозно-философские элементы самосовершенствования. Важную роль в самовоспитании играет самосознание, формирование Я концепции личности. Под последней понимается система представлений личности о себе, образ Я, на основе которого строится взаимодействие с другими и отношение к себе. Воспитание должно служить формированию позитивной Я-концепции.

Процесс воспитания включает в себя и перевоспитание, понимаемо как перестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и другим требованиям общества. Процесс изменения, ломки сознания и поведения очень сложен, поскольку должны изменяться стереотипы поведения, имеющие устойчивый характер. В перевоспитании нуждаются ученики, называемые трудными, имеющие отклонения в поведении, часто не успевающие в учебе. Причиной этого являются, как правило, ошибки в семейном и/или школьном воспитании, влияние малых социальных групп.

Процесс перевоспитания строится по такому алгоритму: установление причин отклонения в развитии и поведении ученика, формулирование проблем в его воспитании, определение путей и средств, влияющих на перестройку сложившихся стереотипов поведения, активизация сознания и деятельности ребенка в учебе, досуге, применение системы требований, поощрение, наказание, стимулирование, контроль.

Часто отклонения в поведении связаны с акцентуацией характера. Это психологический термин, осознающий чрезмерную выраженность отдельных сторон характера (возбудимость, агрессивность, замкнутость, тревожность и др.). В этих случаях требуется совместная работа психолога, педагога, врача, психолого-педагогическая коррекция личности, использующая методы психотерапии (гипноз, психоанализ) и педагогики, при обязательном изучении ребенка.

Эффективность воспитательного процесса зависит:

- от сложившихся воспитательных отношений;

- от соответствия цели и организации действий, помогающих эту цель достигнуть;

- от соответствия социальной практики и характера (направленности, содержания) влияния на воспитанников.

 

Просмотров: 490

Вернуться в категорию: Участок

© 2013-2020 cozyhomestead.ru - При использовании материала "Удобная усадьба", должна быть "живая" ссылка на cozyhomestead.ru.