рус | укр

Главная

Контакты

Навигация:
Арсенал
Болезни
Витамины
Вода
Вредители
Декор
Другое
Животные
Защита
Комнатные растения
Кулинария
Мода
Народная медицина
Огород
Полесадник
Почва
Растения
Садоводство
Строительство
Теплицы
Термины
Участок
Фото и дизайн
Хранение урожая









Информационно-аналитические материалы к справке об основных направлениях деятельности в области охраны, защиты, воспроизводства и использования лесов

 

4 декабря 2006 года принят Лесной кодекс Российской Федерации, которым установлена принципиально новая система реализации полномочий органов государственной власти и регулирования лесных отношений. Начиная с указанного момента, органами государственной власти проводилась активная работа по дальнейшему реформированию и развитию нормативно-правового регулирования в области лесных отношений с целью создания необходимой правовой базы для организации соответствующей деятельности, в том числе направленной на обеспечение потребностей граждан в ресурсах и услугах леса, гармонизации лесного законодательства,

Указом Президента Российской Федерации от 27 августа 2010 года № 1074 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства» установлено, что руководство деятельностью Рослесхоза осуществляет Правительство Российской Федерации и Рослесхоз наделен функциями: по контролю и надзору в области лесных отношений и по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях).

В результате наделения Рослесхоза полномочиями по выработке государственной политики
и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений был подготовлен и принят Федеральный закон от 29 декабря 2010 года № 442-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон),
в котором решен ряд принципиальных вопросов.

Указанный Федеральный закон направлен на защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, охрану лесов от пожаров, обеспечение пожарной безопасности в лесах, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, установление мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров и т.д.

Федеральный закон внес изменения в том числе в федеральные законы от 21 декабря 1994 года
№ 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которым четко разграничиваются полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
в части осуществления мер пожарной безопасности в лесах, тушения лесных пожаров, введения чрезвычайной ситуации в лесах, возникших вследствие лесных пожаров.

Также на совершенствование законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности в лесах направлены отдельные нормы Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Федерального закона от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В целях реализации положений Федерального закона изданы постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2011 года № 343 «О внесении изменений в Правила пожарной безопасности в лесах», от 5 мая 2011 года № 344 «Об утверждении Правил привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны для ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров», от 17 мая 2011 года № 376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров», от 17 мая 2011 г. № 377 «Об утверждении Правил разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его формы», от 16 апреля 2011 года № 281 «О мерах противопожарного обустройства лесов», от 17 мая 2011 года № 376 «О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров», которые предусматривают защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и устанавливают требования к правилам пожарной безопасности в лесах.

Кроме того, изданы за истекший период Рослесхозом подготовленные соответствующие постановления Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 года № 687 «Об утверждении Правил осуществления контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах», от 16 апреля 2011 года № 284 «О внесении изменений в Положение об осуществлении государственного лесного контроля и надзора и Положение об осуществлении государственного пожарного надзора в лесах», от 18 мая 2011 года № 378 «Об утверждении Правил разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации», от 29 июня 2011 года № 524 «Об утверждении Правил отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений», от 31 января 2012 года «О лицензировании деятельности по тушению лесных пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров».

Вышеперечисленные нормативные правовые акты разрабатываются Федеральным агентством лесного хозяйства и принимаются в соответствии и в развитие положений, установленных Лесным кодексом Российской Федерации с целью обеспечения реализации механизмов, направленных на защиту, охрану и воспроизводство лесов, и осуществления полномочий органов государственной власти в сфере лесных отношений.

Кроме того, с целью дальнейшего развития нормативно-правового регулирования, всестороннего анализа и применения результатов мирового опыта правового регулирования в данной сфере, достижения лидирующих позиций в международных процессах по сохранению и приумножению лесов, на мировых рынках лесоматериалов и лесобумажной продукции Федеральное агентство лесного хозяйства является активным участником соответствующих международных переговоров и процессов.

В частности, в настоящее время представители Рослесхоза входят в состав Межправительственного переговорного комитета по выработке юридически обязывающего соглашения по лесам Европы, в процессе которого занимают активную позицию, направленную на закрепление и отражение интересов Российской Федерации в положениях международного правового акта.

Помимо изложенного, Рослесхоз ведет активную работу, направленную на сохранение единства правового регулирования на всей территории Российской Федерации. С этой целью Рослесхоз осуществляет полномочия по контролю за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений. В рамках данной работы Рослесхоз систематично осуществляет сбор и обобщение соответствующей информации, проводит правовую экспертизу правовых актов, по результатам которой в случае необходимости направляет в органы государственной власти субъектов Российской Федерации предписания об устранении выявленных нарушений.

Учитывая изложенное, Федеральным агентством лесного хозяйства активно ведется работа по нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений, главной целью которой является создание необходимых условий и правовой основы для эффективного осуществления полномочий в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

В целях развития лесного хозяйства и совершенствования управления лесами распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 января 2003 года № 69-р была утверждена Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003–2010 годы (далее – Концепция). Реализация Концепции была направлена на создание условий, обеспечивающих устойчивое управление процессами воспроизводства лесов при соблюдении требований непрерывного, рационального и неистощительного пользования лесным фондом, повышение доходов от использования лесных ресурсов, сохранение ресурсного, рекреационного, экологического потенциала лесов и их биологического разнообразия. Концепцией предполагалась реализация мероприятий в части нормативной правовой деятельности, совершенствования государственного управления в сфере лесных отношений, повышения уровня межведомственной и межрегиональной координации в сфере лесных отношений, повышения эффективности деятельности по использованию, охране, защите лесного фонда и воспроизводству лесов, повышения уровня научного и кадрового обеспечения развития лесного хозяйства, расширения участия
в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства.

Принятие в 2006 году новой редакции Лесного кодекса Российской Федерации обусловило необходимость изменения Концепции в части корректировки направлений развития лесного хозяйства и комплекса мероприятий по ее реализации.

В ходе реализации Концепции был осуществлен с учетом проводимых в стране реформ комплекс мероприятий:

по реализации положений Лесного кодекса Российской Федерации;

по организации государственного лесоуправления, особенно в части передачи лесхозов субъектам Российской Федерации и формирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений;

по организации межведомственного взаимодействия, взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по пресечению незаконных заготовок и оборота незаконно заготовленной древесины;

по совершенствованию организации лесопользования (развитие института аренды лесов, купли-продажи лесных насаждений), совершенствованию экономического механизма использования лесов, лесоустройства, охраны и защиты лесов;

по совершенствованию системы финансирования переданных полномочий Российской Федерации
в области лесных отношений;

по регулированию вопросов контроля за исполнением переданных субъектам Российской Федерации полномочий в области лесных отношений, обеспечению защиты деятельности государственных лесных инспекторов при пресечении лесонарушений.

Срок реализации Концепции истек в 2010 году, все ее основные мероприятия были выполнены.

Кроме того, за последние четыре года ставки платы за использование лесов, установленные Правительством Российской Федерации, были сохранены на уровне 2009 года, что явилось скрытым инвестиционным механизмом в лесной отрасли и позволило существенно поддержать предприятия лесного комплекса, обеспечив их финансовую устойчивость, особенно в период экономического кризиса.

В рамках Положения о порядке организации исполнения проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 815, можно отметить следующие основные результаты деятельности Рослесхоза, а именно:

лесистость территории Российской Федерации сохранена на уровне 46,6%;

произошло увеличение уровня переработки заготовленной древесины до 64,8 % (при плановом показателе – 55 %);

уровень объема доходов от использования лесов на землях лесного фонда, поступающих в федеральный бюджет к объему средств субвенций, предоставляемых из федерального бюджета на осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий в области лесных отношений, увеличился до 76,4 % (при плановом показателе – 71 %);

объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда увеличился на 1,57 % в сравнении с плановым значением и составил 14,19 рубля;

доля лесного фонда, предоставленного в аренду, возросла на 46,15 % в сравнении с плановым значением и составила 19 %.

Основные направления деятельности, предусматривают необходимость обеспечения государственной поддержки ускоренной технологической модернизации лесного хозяйства на основе более активного использования инструментов государственно-частного партнерства через заключение крупномасштабных инвестиционных соглашений, в которых государство берет на себя обязательства по созданию необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры.

Таким образом, приоритеты и цели государства в сфере лесных отношений определяют необходимость комплексного решения задач лесного хозяйства, направленных на обеспечение непрерывного, неистощительного, рационального, многоцелевого и экономически эффективного использования лесов с учетом их социально-экологического значения.

Успешная реализация указанных направлений возможна только при активном участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которым в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации, переданы полномочия по организации и обеспечению использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства. В настоящее время значительной частью субъектов Российской Федерации разработаны региональные целевые программы в области лесного хозяйства, определяющие основные цели, задачи, объемы и источники финансирования мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов. Анализ этих программ, представленных субъектами Российской Федерации, показывает, что они ориентированы на инерционный сценарий развития, который не сможет обеспечить прорывное развитие лесного хозяйства страны в целом, его модернизацию и инновационную перестройку лесного сектора экономики. Поэтому на первый план выходит необходимость использования механизмов государственной программы по координации деятельности на федеральном и региональном уровнях в области лесных отношений, достижения баланса их интересов, а также слияния финансовых ресурсов при решении общих целей и задач.

Реализация указанных механизмов обеспечит комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений, системное развитие использования и воспроизводства лесов, создаст организационно-финансовые и экономические механизмы взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и построения эффективной системы управления лесами.

Дополнительные эффекты от реализации указанных мероприятий будут достигнуты за счет развития и использования научного потенциала лесных научно-исследовательских учреждений страны, информационной поддержки и создания инфраструктуры для ситуационного анализа рисков в лесном хозяйстве, повышения качества переподготовки и повышения квалификации лесных кадров.

Также одной из ключевых задач на среднесрочную перспективу является существенное улучшение делового климата в лесной отрасли, в том числе за счет создания предпосылок (мер государственной поддержки и регулирования) к мотивации среднего и малого предпринимательства в области лесных отношений.

Новая модель экономического роста лесного сектора экономики должна быть достигнута за счет глобальной модернизации лесного комплекса в целом, охватывающей не только технологию, но и всю лесную экономику, а также социальные институты. Это обусловливается потребностью в интеграции российской лесной экономики с развитыми странами.

В 2011 год общий объем финансирования лесного хозяйства из федерального бюджета составил 36 млрд. рублей.

Рост финансирования лесного хозяйства в 2011 году относительно 2010 года составил 175 %, в том числе по субвенциям на исполнение лесных полномочий в субъектах Российской Федерации – 141 %.

В том числе в 2011 году были предусмотрены целевые средства федерального бюджета субъектам Российской Федерации в виде субсидий:

на приобретение специализированной противопожарной техники и оборудования – 5,0 млрд. рублей;

на строительство лесосеменных центров в субъектах Российской Федерации – 1,78 млрд. рублей.

Благодаря проделанной работе по совершенствованию организации использования лесов в бюджетную систему Российской Федерации в 2011 году поступило 21,8 млрд. рублей лесных платежей, это позволило перевыполнить план поступлений на 16 процентов.

Таким образом, результаты 2011 года наглядно показали особое отношение со стороны государства к проблемам лесной отрасли, а также готовность Правительства Российской Федерации оперативно и качественно принимать взвешенные политические решения для устранения безотлагательных вопросов стоящих перед лесным хозяйством.

В 2012 году Рослесхоз продолжает работу по созданию комплекса взаимоувязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления лесами, в том числе системы управления ресурсным обеспечением лесного хозяйства.

В прошлом году Рослесхоз уже приступил к внедрению программно-целевого метода, инструментов финансирования, обеспечению прозрачности и обоснованности финансовых потоков. Программно-целевой метод должен найти применение не только на федеральном, но и на региональном уровне власти.
На федеральном уровне планируется реализация государственной программы «Развитие лесного хозяйства на период до 2012 года», а на уровне субъектов Российской Федерации – региональных целевых программ, способствующих развитию лесного комплекса региона в целом.

В рамках этих программ будут реализовываться мероприятия: по рациональному использованию лесов; охране лесов от пожаров; лесовосстановлению; обеспечению государственной инвентаризации лесов; повышению эффективности государственного управления в лесном хозяйстве и государственного лесного контроля и надзора, включая деятельность государственной лесной охраны; созданию электронной информационно-аналитической базы лесов; развитию науки и повышению эффективности внедрения научно-исследовательских разработок в лесную отрасль.

В настоящее время Рослесхозом разработан проект государственной программы «Развитие лесного хозяйства на период до 2020 года», который находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Основой данной программы является переход на программно-целевой метод планирования бюджетных расходов, ориентированный на конкретный результат. По своей сути государственная программа представляет собой набор всех мероприятий и объемов, жестко привязанных к уровню финансирования.

Распределение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти, которое отражено в статье 81 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс), является итогом децентрализации системы управления лесным хозяйством, последовательно проводимой в течение последних лет. В результате этих процессов наиболее значительная часть управленческих полномочий была передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В федеральном ведении остаются нормативно-правовое регулирование, бюджетное планирование, государственная инвентаризация лесов, пожарный надзор в лесах, отнесение лесов к видам лесов по целевому назначению, а также контроль за исполнением делегированных полномочий субъектами Российской Федерации.

Перераспределение полномочий между федеральными и региональными органами власти предполагает кардинальное изменение организационной структуры управления.

Согласно статье 15 Федерального закона от 4 декабря 2006 года № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» осуществлен переход права собственности Российской Федерации на лесхозы к субъектам Российской Федерации, а также проведены мероприятия
по преобразованию лесхозов в соответствии с гражданским законодательством.

В субъекты Российской Федерации передано соответствующее финансирование деятельности преобразованных лесхозов и управления лесами в виде субвенций.

Процедура делегирования полномочий предполагает также передачу в ведение субъектов Российской Федерации пожарно-химических станций, авиабаз и другой инфраструктуры.

Действующим Лесным кодексом субъекты Российской Федерации наделены полномочиями в сфере организации использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Другая важная характеристика проведенной реформы – разделение функций государственного управления и ведения лесного хозяйства.

С одной стороны, на базе лесхозов созданы лесничества субъектов Российской Федерации как управленческие структуры.

С другой стороны, в соответствии со статьей 53.8 Лесного кодекса созданы специализированные бюджетные и автономные учреждения для выполнения работ по охране лесов от лесных пожаров. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2012 года № 69 утверждено Положение о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов созданы также специализированные организации, учреждения, либо привлекаются коммерческие организации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации в регионах созданы различные управленческие структуры (министерства, департаменты, управления, агентства).

Согласно данным отраслевой отчетности штатная численность работников лесного хозяйства за 2011 год составляет 79,7 тыс. единиц, в том числе подведомственных учреждений – 34,0 тыс. единиц. Штатная численность работников лесничеств (лесопарков), являющихся структурными подразделениями органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также являющихся государственными учреждениями, составляет 39,7 тыс. единиц, что составляет около 49,7 % от общей штатной численности работников лесного хозяйства.

Анализируя созданные структуры органов управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации, можно сделать вывод, что доля работников органов государственной власти субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы (лесничества, лесопарки), составляет 18,9 %, лесничеств (лесопарков), являющихся государственными учреждениями, – 38,4 %, подведомственных учреждений, организаций – 42,7 %.

 

Просмотров: 455

Вернуться в категорию: Строительство

© 2013-2022 cozyhomestead.ru - При использовании материала "Удобная усадьба", должна быть "живая" ссылка на cozyhomestead.ru.