рус | укр

Главная

Контакты

Навигация:
Арсенал
Болезни
Витамины
Вода
Вредители
Декор
Другое
Животные
Защита
Комнатные растения
Кулинария
Мода
Народная медицина
Огород
Полесадник
Почва
Растения
Садоводство
Строительство
Теплицы
Термины
Участок
Фото и дизайн
Хранение урожая









АРХИТЕКТОР

ДА ВИНЧИ

Б.П.МИХАЙЛОВ член-корреспондент Академии архитектуры СССР

АРХИТЕКТОР

ГОСУДАРСТВЕННОЕ

ИЗДАТЕЛЬСТВО ЛИТЕРАТУРЫ

ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ

МОСКВА 1 • 9 • 5 • 2



Переплет, титул и орнаментация книги худ. И. Д. К р и ч е в с к о г о. Фронтиспис—гравюра на дереве худ. А. А. Соловейчика.

 



 


 


инуло пять веков со дня рождения знаменитого художника, зодчего и мыслителя Леонардо да Винчи. Они принесли с собой огромные изменения во всех общественных отношениях людей. Пять веков тому назад разыгрывалась оже­сточенная борьба, составлявшая основное содержание общественной жизни време­ни Леонардо да Винчи, — борьба, в которой новые общественные классы расшатывали вековые устои феодально-крепостнического строя.

«Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человече­ством,—указывал Энгельс,— эпоха, которая нужда­лась в титанах и которая породила титанов по си­ле мысли, страсти и характеру, по многосторон­ности и учености» [1].

Из числа титанов, созданных эпохой Возрожде­ния, Энгельс первым называет имя Леонардо да Винчи. И действительно, вряд ли кто-либо другой мог бы состязаться с Леонардо в силе и смелости мысли и в многосторонней учености. За пять ве­ков угасла слава многих выдающихся деятелей то­го времени, однако значение Леонардо не только не умаляется временем, но все более и более воз­растает, несмотря на старания некоторых буржуаз­ных ученых принизить его значение, объявить его, одного из величайших реалистических художни­ков, мистиком, а искусство его —загадочным и не­понятным.

В наши дни прогрессивная наука с каждым го­дом расширяет и углубляет понимание личности и деятельности великого художника и мыслителя; все яснее и свежее встает перед нами его вели­чественная фигура. Несмотря на гибель многих его картин, расхищение и утрату значительной части его записок, время, углубляя понимание его идей, принесло ему как бы новую юность. Вполне приложимы к его произведениям слова, сказанные Плутархом о великих архитектурных творениях древнегреческого гения:


«Их вечная новизна спасла их от прикосновения времени, как будто их творец дал своим произве­дениям вечную юность и вдохнул в них нестарею­щую душу» [2].

Настоящий пятисотлетний юбилей Леонардо да Винчи, проводимый по постановлению Всемирно­го Совета Мира, будет способствовать дальнейше­му раскрытию и углублению понимания огромно­го творческого наследия Леонардо да Винчи.

Можно надеяться, что многостороннее изучение наследия великого художника будет плодотвор­ным также и для дальнейшего развития передово­го, реалистического искусства, объединяющего свои силы в борьбе за мир во всем мире.

Естественно, что, стремясь внести свою долю в понимание многогранного творчества Леонардо, каждый из современных прогрессивных исследова­телей способен воспринять и углубить понимание лишь отдельных сторон его наследия. В настоя­щей работе наибольшее внимание обращено на творчество Леонардо как архитектора, инженера и теоретика искусства. Однако было бы неправиль­ным отрывать эти стороны его деятельности от всей его жизни, ибо их развитие и проявление в творчестве мастера были обусловлены конкретны­ми историческими условиями его бытия. Каждый особый аспект, в котором изучается наследие Лео­нардо, может помочь выявлению некоторых особых черт и в других областях его творчества. Нельзя отрывать научное творчество Леонардо от художе­ственного, ибо у него они слиты неразрывно.

Леонардо-архитектор по существу был и инже­нером и градостроителем, теоретически и практи­чески разрабатывавшим научные основы своего обширного и многостороннего творчества.

В процессе настоящей работы возникли также некоторые новые логические суждения о предпо­лагаемых портретах Леонардо, а в результате их выявились и новые вероятные его изображения, указания на которые, быть может, будут полезны для познания облика гениального художника.


 



 


Автопортрет Леонардо да Винчи. Турин



 


 


ДЕТСКИЕ ГОДЫ И ЮНОСТЬ

еонардо да Вин­чи родился в апреле 1452 го­да в небольшом селении Анкиа-но близ город­ка Винчи как внебрачный сын нотариуса Пьеро да Винчи. Мать его, Катерина, вскоре вышла замуж и ушла из жизни своего сына. Отец Леонардо взял его к себе в дом, заботился о нем и дал ему образование.

Однако Пьеро да Винчи был очень занят своими делами и не мог направлять стремления сына. По существу маленький Леонардо был почти полностью предоставлен самому себе. Столь ранняя самостоятельность сде­лала его несколько замкнутым. Он жил в мечтах, внимательно наблюдая живописную природу и жизнь родного Винчи. Быть может дед его, Антонио, оказы­вал на него в детские годы то направляющее влияние, которо­го не мог дать ему отец.

Леонардо было около 14 лет, когда умерли его дед и мачеха. Отец его, Пьеро, вскоре снова женился и перебрался вместе с семьей во Флоренцию. Здесь Леонардо получил более широ­кие возможности для своего раз­вития, чем в захолустном Винчи.


Вероятно в 1467 году, когда Леонардо было 15 лет, отец от­дал его в ученье в мастерскую Андреа Верроккьо — знаменито­го живописца и ваятеля.

Новая жизнь началась для юного Леонардо. Он попал в один из творческих центров Флоренции, где передовое ис­кусство того времени создава­лось под руководством крупного мастера и большого человека.

Ювелир, резчик, скульптор, живописец, инженер и музыкант, Верроккьо был превосходным наставником для юного Леонар­до. Однако и ученик стоил учи­теля. Леонардо быстро овладел всеми знаниями и творческими приемами своего учителя.

Леонардо принимал самое дея­тельное участие во всех работах мастерской Верроккьо; предпо­лагают, что иногда он сам слу­жил моделью для скульпторов и живописцев, в частности для одной из крупнейших скульп­турных работ Верроккьо — ста­туи юного Давида [3] (рис. 1). Если это предположение пра­вильно, то до нас дошли превос­ходные изображения юного Леонардо. На картине художника Франческо Боттичини «Юный Товий с ангелом», хранящейся в галерее Уффиций во Флорен­ции, юный Леонардо изображен в виде архангела Михаила в латах, с обнаженным мечом в одной руке и сферой в другой (рис. 2). Наряду с мастерской Верроккьо школой для Леонар-


до, как и для большинства ху­дожников того времени, служи­ла знаменитая капелла Бранкач-чи при церкви дель Кармине, где один из гениальных масте­ров живописи раннего Возрож­дения Мазаччо написал фре­ски на темы из жизни апостола Петра, бывшие предметом все­общего удивления. Их изучали все знаменитые впоследствии сверстники Леонардо. Сюда приходили делать зарисовки и Микельанджело, и многие дру­гие художники.

Недаром первый историк ис­кусства эпохи Возрождения, сам художник, Вазари писал в своих жизнеописаниях: «Труды Мазач­чо заслуживают бесконечных похвал и, главным образом, потому, что своим мастерством он дал направление прекрасной манере нашего времени» [4]. Вазари пишет также, что «вещи, созданные до Мазаччо, можно считать написанными, его же вещи в сравнении с работа­ми других живы, правдивы и естественны» [5].

фрески Мазаччо были новым словом в развитии реалисти­ческого искусства, которое побеждало тогда в борьбе со старыми, средневековыми, ус­ловными формами искусства.

Одной из важных особенно­стей того времени было то, что искусство развивалось в тесней­шей связи с развитием науки. Художники стремились исполь­зовать для своего творчества все






а в в

г ж з

Просмотров: 341

Вернуться в категорию: Строительство

© 2013-2017 cozyhomestead.ru - При использовании материала "Удобная усадьба", должна быть "живая" ссылка на cozyhomestead.ru.