рус | укр

Главная

Контакты

Навигация:
Арсенал
Болезни
Витамины
Вода
Вредители
Декор
Другое
Животные
Защита
Комнатные растения
Кулинария
Мода
Народная медицина
Огород
Полесадник
Почва
Растения
Садоводство
Строительство
Теплицы
Термины
Участок
Фото и дизайн
Хранение урожая









Используемые компоненты

Для построения приложения использовались визуальные и не визуальные компоненты. Визуальные компоненты для работы с данными расположены на странице Data Controls, тогда как некоторые не визуальные расположены на страницах Data Access и BDE.

Чтобы обеспечить уровень абстракции для органов управления, которые могут перемещаться по данным и отображать информацию, был разработан Data Source (страница Data Access).

Data Source в Delphi является источником данных. Он используется как промежуточное звено между набором данных и визуальными компонентами, с помощью которых пользователь управляет этим набором данных. Data Source позволяет узнать, изменялись ли данные, и определить, каково состояние набора данных.

Для указания набора данных, с которым связан источник данных, служит свойство DataSet. Визуальные компоненты связаны с источником данных через свои свойства DataSource. Обычно связь между источником и набором данных устанавливается на этапе проектирования в Инспекторе объектов, однако при необходимости эту связь можно установить или разорвать динамически. При смене у компонента DataSource набора данных визуальные компоненты автоматически подключаются к новому набору данных.

Для того чтобы предоставить Delphi сведения о таблице необходимо использовать компоненты Table или Query. При создании программы использовались оба компонента.

Набор данных Query в отличие от набора данных Table, поддерживает ненавигационный, а реляционный метод доступа к данным. Query считается удобным потому что не используются индексы, так как с ними могут возникнуть ошибки в выполнении программы, отсутствует доступ к редактированию, возможность использования данных одновременно из нескольких таблиц.

Набор данных Query осуществляет выборку данных основываясь на языке программирования SQL - Структурированный Язык Запросов (Structured Query Language). Это язык, который дает возможность создавать и работать в реляционных базах данных, являющихся наборами связанной информации, сохраняемой в таблицах. Элегантность и независимость от специфики компьютерных технологий, а также его поддержка лидерами промышленности в области технологии реляционных баз данных, сделало SQL основным стандартным языком.

Язык SQL предназначен для манипулирования данными в реляционных базах данных, определения структуры баз данных и для управления правами доступа к данным в многопользовательской среде.

Поэтому, в язык SQL в качестве составных частей входят:

- язык манипулирования данными (Data Manipulation Language, DML)

- язык определения данных (Data Definition Language, DDL)

- язык управления данными (Data Control Language, DCL).

Если пользователю необходимо прочитать данные из базы данных, он запрашивает их у СУБД с помощью SQL. СУБД обрабатывает запрос, находит требуемые данные и посылает их пользователю.

Процесс запрашивания данных и получения результата называется запросом к базе данных: отсюда и название — структурированный язык запросов.

SQL позволяет обеспечить целостность базы данных, защищая ее от разрушения из-за несогласованных изменений или отказа системы.

Одна из наиболее важных особенностей запросов SQL - это их способность определять связи между многочисленными таблицами и выводить информацию из них в терминах этих связей, всю внутри одной команды. Этот вид операции называется - объединением, которое является одним из видов операций в реляционных базах данных.

Главное в реляционном подходе это связи, которые можно создавать между позициями данных в таблицах. Используя объединения, мы непосредственно связываем информацию с любым номером таблицы, и таким образом способны создавать связи между сравнимыми фрагментами данных.

Гибкость и мощь языка SQL состоит в том, что он позволяет объединить все операции реляционной алгебры в одной конструкции, “вытаскивая” таким образом любую требуемую информацию, что очень часто и происходит на практике.

Компонент Table представляет собой набор данных, который в некоторый момент может быть связан только с одной таблицей БД.

При навигационном способе доступа операции выполняются с отдельными записями. Каждый набор данных имеет указатель текущей записи, то есть записи, с полями которой могут быть выполнены такие операции, как редактирование или удаление.

Навигационный способ доступа дает возможность осуществлять следующие операции:

- сортировка записей;

- навигация по набору данных:

- редактирование записей;

- вставка и удаление записей;

- фильтрация записей.

Аналогичные операции применимы к набору данных и при реляционном способе доступа, реализуемом с помощью SQL – запроса.

Кроме действий с отдельными записями, с помощью компонента Table можно выполнять также действия с таблицей БД в целом, например, создавать, переименовывать таблицы или устанавливать режимы доступа к ним.

В каждом проекте для создания меню использовался компонент TMainMenu. Меню предоставляет собой быстрый и гибкий интерфейс программы. Этот компонент удобен потому, что здесь используются слова или короткие фразы, более точные и понятные, нежели иконки или пиктограммы. Вы можете использовать меню для выполнения широкого круга задач; скорее всего, для наиболее общих задач вроде открытия и закрытия файлов.

При помещении TMainMenu на форму это выглядит, как просто иконка. Иконки данного типа называют "невидимыми компонентом", поскольку они невидимы во время выполнения программы.

Создание меню включает три шага: (1) помещение TMainMenu на форму, (2) вызов Дизайнера Меню через свойство Items в Инспекторе Объектов, (3) определение пунктов меню в Дизайнере Меню.

Одни визуальные компоненты, работающие с данными, предназначены для выполнения операций с полями отдельной записи. К таким компонентам относятся, например, однострочный редактор DBEdit и графический образ DBImage. Другие компоненты служат для отображения и редактирования сразу несколько записей.

Примерами таких компонентов являются сетки DBGrid и DBCtrlGrid, выводящие записи набора данных в табличном виде. Визуальные компоненты для работы с данными похожи на соответствующие компоненты страниц Standard и Additional и отличаются, в основном, тем, что ориентированы на работу с БД и имеют дополнительные свойства DataSource и DataField.

Для создания приложений в Delphi часто используются кнопки – компонент TButton. TButtonпозволяет выполнить какие-либо действия при нажатии кнопки во время выполнения программы. В Delphi все делается очень просто. Поместив TButton на форму, Вы по двойному щелчку можете создать заготовку обработчика событий нажатия кнопки.

Компонент Диаграмма (TChart)

Это очень мощный и богатый возможностями компонент, разработанный Дэвидом Бернеда (версия, включенная в систему Delphi 7, имеет номер 4.02).

Он позволяет строить красивые двух- и трехмерные диаграммы на основе различных данных, является наследником класса TPanel и наследует все свойства панели.

Создать диаграмму можно двумя способами: визуально с помощью Мастера (без программирования) и непосредственно средствами Паскаля.
Мастер запускается командой File > New > Business > TeeChart Wizard (Файл > Создать > Деловые > Мастер диаграмм), после чего разработчику надо выполнить ряд уточнений.

Сначала выбирается источник данных. Пусть он не расположен в файле, а генерируется программой — переключатель Non Database Chart (Не на основе базы данных).

Затем выбирается внешний вид диаграммы. Она может быть двумерной или трехмерной что определяется переключателем 2D/3D .

На следующем этапе работы Мастера флажок Show Legend (Отображать легенду) определяет наличие легенды - дополнительной панели, на которой указывается соответствие цветов частей диаграммы указанным значениям. Флажок Show Marks включает небольшие желтые подсказки у каждой из частей диаграммы.
На этом создание диаграммы заканчивается. После щелчка на кнопке Finish (Готово) в Проектировщике форм появится новая форма, на которой будет расположен объект Chartl.

Он заполнен неким набором случайно сгенерированных значений
Настройка диаграммы выполняется с помощью редактора, который вызывается двойным щелчком на объекте Chartl. Параметры отображения диаграммы в окне определяются на вкладке Chart (Диаграмма), состоящей в свою очередь из набора дополнительных панелей.

Панель Series (Ряд данных) очень важна. Она позволяет объединять несколько диаграмм на одном графике с помощью кнопки Add (Добавить). При этом над значениями рядов данных можно выполнять различные операции, задаваемые на вкладке Functions (Функции): сложение (Add), вычитание (Subtract), умножение (Multiply), деление (Divide), взятие наибольшего (High), наименьшего (Low) или среднего (Average) значения.

Панель General (Общие) содержит элементы управления для:

- экспорта изображения в файл — кнопка Export (Экспортировать);

- установки (в процентах) сдвига границ изображения по отношению к границам объекта — поля Margins (Поля);

- масштабирования — панель Zoom (Масштаб);

- прокрутки — панель Allow Scroll (Разрешить прокрутку).
Средства панели Axis (Оси) отвечают за все, что касается определения координатных осей, их масштаба, заголовков, шага пунктирной сетки и так далее.

Панель Titles (Заголовки) содержит средства для. оформления заголовка.

Панель Legend (Легенда) используется при оформлении внешнего вида и содержимого легенды.

Средства панели Panel (Панель) описывают форму и визуальное представление панели-основы, на которой расположена диаграмма.
Панель Pages (Страницы) служит для разделения диаграммы на страницы. Увеличивая число точек на странице с помощью поля Points per Page (точки на страницу), можно подобрать оптимальное соотношение между наглядностью диаграмм и разумным числом страниц.

Панель Walls (Границы) позволяет задать цвет и размеры границ диаграммы.

Панель 3D описывает пространственное представление трехмерных диаграмм. С помощью нескольких движков проектируемую диаграмму можно вращать и масштабировать.

На вкладке Series (Ряды данных) в редакторе задаются конкретные параметры оформления каждого ряда данных (каждого графика, добавленного при помощи вкладки Chart). Выбор текущего ряда данных производится с помощью раскрывающегося списка Area (Область).

Здесь наиболее важна панель Data Source (Источник данных). С ее помощью можно задать для ряда случайные значения (Random Values), отказаться от генерации значений (No Data) или сформировать значения текущего ряда данных как результат применения некоторой функции (раскрывающийся список Function) к значениям выбранных рядов данных. Выбор рядов данных — занесение в список Selected Series (Выбранные ряды) осуществляется с помощью кнопки.

Диаграмма связывается с программным кодом очень просто. Большинство настроек, имеющих отношение к оформлению диаграммы, формируются в редакторе, а в программе (в разделе класса TForml, где располагаются создаваемые в Проектиров-щике элементы управления) должен появиться новый объект — переменная Seriesl типа TPointSeries.

Она описывает последовательность значений, которые будут отображаться на диаграмме.

Всю остальную работу система Delphi 7 берет на себя — очень удобный и простой подход.

Рассмотрим основные свойства и методы класса TPointSeries (он является наследником базового класса TChartSeries, который служит основой для всех классов, описывающих содержимое конкретных типов диаграмм). Разработчику требуются такие возможности, как добавление и удаление точки, изменение некоторого значения, очистка всех точек, получение общего числа точек и доступ к их текущим значениям.

Пусть имеется диаграмма типа Point (Точечное представление), на которой должны располагаться условные значения результатов двух экспериментов («Эксперимент А» и «Эксперимент Б»). Эти значения вводятся с помощью двух текстовых полей, для их редактирования используется щелчок мыши на точке диаграммы.

Нужны также возможности удаления точки и очистки текущего графика.
Так как требуется выводить результаты двух экспериментов (два ряда значений), надо добавить к текущей диаграмме еще один ряд. В редакторе диаграммы на панели Chart > Series (Диаграмма > Ряд данных) щелкните на кнопке Add (Добавить) и выберите вид представления Point (точечное).

Каждый высокоуровневый объект ADO содержит коллекцию объектов Property. Объект Property позволяет ADO динамически публиковать возможности любого провайдера данных. Так как не все провайдеры поддерживают некоторые функции, очень важной особенностью объектной модели ADO является возможность предоставления динамического доступа к специфичным функциям.

Компоненты библиотеки VCL предназначенные для работы с ADO, строятся на базе рассмотренных объектов.

Компоненты ADO в среде Delphi можно найти на одноимённой вкладке. Опишем используемые в программе компоненты:

Компонент TDataSource служит для связывания набора данных и компонентов отображения данных. TDataSource через свойство DataSet связан с компонентом TADOTable.

Компонент TADOTable используется для доступа к хранилищам данных ADO и представления информации из них в табличном виде. Имя таблицы указывается в свойстве TableName. Компонент предоставляет прямой доступ к каждой записи и её полям. Для начала работы с компонентом необходимо его свойство Active установить в True. TADOTable через свойство Connection связан с компонентом TADOConnection. Имя таблицы указывается в свойстве TableName. Свойство TableDirect указывает, каким образом набор данных связывается с хранилищем данных. Так как не все провайдеры поддерживают прямое соединение с набором данных, то в некоторых случаях для связи хранилищем данных приходится использовать SQL-операторы. При установке свойству значения True компонент использует фоновые SQL-запросы для доступа к данным.

Используя свойство Read Only, можно установить ограничение «только для чтения» на данную таблицу, запретив таким образом, возможность изменять данные. В свойстве MasterSource указывается компонент TDataSource, используемый для создания отношения ссылочной целостности Master Detail.

Метод GetIndexNames возвращает список индексов, доступных компонентов в качестве списка.

Компонент TADOConnection предназначен для соединения с хранилищами данных. С одним компонентом TADOConnection может быть связано несколько компонентов TADOTable. Соединение с хранилищем данных открывается и закрывается при помощи свойства Connected или метода Open. Методу Open можно передавать параметры UserID и Password, в которых хранятся логин и пароль. Закрыть соединение можно методом Close.

Свойство ConnectOptions определяет тип соединения. Можно создавать синхронное и асинхронное соединения. По умолчанию соединение определяется как синхронное. В том случае, когда сервер работает довольно медленно, выбирается асинхронное соединение.

Свойство CursorLocation определяет порядок функционирования курсоров. Если для свойства задать значение clUseServer, то обработка строк будет производиться на сервере. Клиентское приложение будет получать лишь готовые результаты запросов. Если использовать значение clUseClient, то приложению пересылается весь набор данных, и курсор будет обрабатываться на клиенте. Серверный курсор является чуть более медленным по сравнению с клиентским, но снимает обязанности по обработке данных с клиента и значительно снижает нагрузку на сеть.

Свойство IsolationLevel определяет уровень изоляции транзакции. Этот уровень определяет, как транзакции взаимодействуют с другими соединениями, одновременно обращающимися к таблице, и определяет область видимости транзакции.

Свойство Provider содержит имя провайдера, который в данный момент используется объектом Connection. Права доступа, приписанные соединению, определяются при помощи свойства Mode. Значение свойства Mode указывает на то, какие операции будут выполнены в данном соединении.

Свойство KeepConnection определяет, может ли данное приложение поддерживать связь с базой данных, если нет открытых наборов данных. Когда свойство имеет значение True, соединение будет удерживаться в открытом состоянии. Для соединений с удалёнными СУБД или для приложений, которые часто открывают и закрывают наборы данных, установка значения свойства в True значительно уменьшает сетевой трафик и увеличивает скорость работы приложения, так как не требуется каждый раз проходить аутентификацию на сервере.

Для получения прямого доступа к объекту ошибок ADO следует обратиться к свойству Errors. Свойство DataSets содержит массив открытых наборов данных, связанных с компонентом.

Свойство State позволяет узнать в каком состоянии находится набор данных. А свойство ConnectionString содержит строку, в которой указывается информация, необходимая для установки соединения с источником данных.

До и после открытия и закрытия соединения возникают методы-обработчики событий AfterConnect, BeforeConnect, AfterDisconnect, BeforeDisconnect соответственно. Методы BeginTrans, CommitTrans и RollBackTrans инициируют транзакцию, подтверждают её и производят откат транзакции соответственно. Эти методы помещаются в блоки секций try – finally и try – except.

Для отображения и редактирования данных используются визуальные компоненты. Эта группа классов включает компоненты типа TDBNavigator, TDBGrid, TDBImage и TDBMemo. Все эти компоненты связываются с набором данных через свойство DataSource.

Компонент TDBNavigator берёт на себя функции навигации по набору данных, перевод набора данных в состояние редактирования, подтверждение и отмену транзакции, и обновление данных в наборе.

Компонент TDBGrid отображает данные в табличном виде и предоставляет возможность редактирования отображаемых данных. Также он указывает на какой записи находится курсор набора данных.

Компонент TDBMemo отображает многострочный текст, который в нём же можно редактировать. А компонент TDBImage отображает BMP изображения.

Большинство функций манипулирования данными автоматически осуществляются не визуальными и визуальными компонентами, то есть инкапсулированными в них методами. Приведённые классы объектов также используются для программирования доступа к базе данных.

Для красочного визуального представления интерфейса был использован компонент sSkinManager (см. рисунок 1), который с помощью подключаемых оболочек изменяет внешнее визуальное представление программы, то есть использованных в ней компонентов: кнопок, окон, панелей, меню, надписей и т. д.

Компонент sSkinManager

 

 

Рисунок 1

 


3 РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

3.1 Описание установки программы на ЭВМ

Для работы программы необходимо чтобы в одном каталоге находились файлы «zerno.exe» - основной исполняемый файл программы, файлы таблиц базы данных «BD.mdb» , папки: skins, img.

 

3. 2 Работа с программой

Работа с программой начинается с запуска на исполнение файла с названием «zerno.exe». После запуска появится основное окно программы, которое будет иметь вид, показанный на рисунке 3.2.

Основная форма программы

Рисунок 3.2

В основном окне отображается меню, по нажатию на пункты из которых отведена определенная роль в работе приложения. При нажатии пункт «Файл», выходит подменю с пунктами (см. рисунок 3.3). В эти пункты входит прием и отпуск зерна.

 

 

Пункт меню «Файл»

Рисунок 3.3

При нажатии на «Прием зерна», выходит форма (см. рисунок 3.4).

Форма «Прием зерна»

Рисунок 3.4

Здесь же можно перейти на форму «Отпуск зерна» (см. рисунок 3.5).

 

Отпуск зерна

Рисунок 3.5

 

Далее идет пункт меню «Вид», с подпунктами (см. рисунок 3.6).

Вкладка - Вид

Рисунок 3.6

Здесь можно просмотреть все данные по БД.

Далее пункт меню «Сервис», здесь можно посмотреть справочники (см. рисунок 3.7).

 

Справочники

Рисунок 3.7

 

В справочниках можно удалять, добавлять данные.

В этом же пункте можно просмотреть учет имеющихся данных по культурам в числовом виде и в виде диаграммы (см. рисунок 3.8). Это удобно для создания отчетности.

Учет данных

Рисунок 3.8

 

 

 
В пункте меню «Отчеты» (см. рисунок 3.9), можно просмотреть и создать все отчеты по БД.

Отчеты

Рисунок 3.9

 

Отчеты создаются в MS Excel (см. рисунок 3.10, 3.11, 3.12).

Отчет по количеству приема зерна

Рисунок 3.10

 

Отчет по сушке зерна

Рисунок 3.11

Отчет по отпуску зерна

Рисунок 3.12

На главной форме по приему зерна, можно отправить культуры на сушку или в брак, щелкнув правой кнопкой мыши (см. рисунок 3.13).

Отправка на сушку или в брак

Рисунок 3.13

После сушки, культуры можно отправить в отпуск (см. рисунок 3.14), также щелкнув правой кнопкой мыши.

 

Отправка зерна на отпуск

Рисунок 3.14

Также идет автоматический подсчет приема количества культур (см. рисунок 3.15).

Подсчет

Рисунок 3.15

 

 

 


4 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для того что бы выполнить экономическую часть дипломного проекта нам необходимо определить следующие показатели:

¾ затраты на создание программного продукта;

¾ затраты на оплату труда разработчика программы;

¾ затраты на оплату машинного времени;

¾ общие затраты.

Затраты на создание программного продукта складываются из расходов на оплату труда разработчика программы, расходов по оплате машинного времени и общих расходов.

Зспп = ЗЗПспп + Змвспп + Зобщ (1)

где: Зспп – затраты на создание программного продукта, тг;

ЗЗПспп – затраты на оплату труда разработчика программы, тг;

Змвспп – затраты на оплату машинного времени, тг

Зобщ – общие затраты, тг.

 

Расчёт затрат на оплату труда разработчика программы

Затраты на оплату труда разработчика программы определяются по следующей формуле:

ЗЗПспп = t*Tчас (2)

где: t – трудоёмкость создания программного продукта;

Tчас – средняя часовая оплата программиста.

 

Расчёт трудоёмкости создания программного продукта

Трудоёмкость создания программного продукта определяется по следующей формуле:

t = tо + tа + tб + tп + tот (3)

где: tо – затраты труда на подготовку описания задачи, оператор-час;

tа – затраты труда на разработку алгоритма решения задачи, оператор-час

tб - затраты труда на разработку блок-схемы алгоритма решения задачи, оператор-час;

tп – затраты труда на составления программы по готовой блок – схеме, оператор-час;

tот - затраты труда на отладку программы на ЭВМ при комплексной отладке задачи, оператор-час.

Теперь нам необходимо найти каждый из вышеперечисленных показателей т.к не один из них нам не известен.

 

Затраты труда на подготовку описания задачи

Оценить затраты труда на подготовку описания задачи невозможно, т.к это связано с творческим характером работы, поэтому оценим затраты труда на изучение описания задачи с учётом уточнения описания, и квалификация программиста.

tо = Q*B / (75…85 * К) (4)

где: Q – число операторов (количество строк/количество операций)

B – коэффициент увеличения затрат труда (при недостаточном описании задачи), для расчёта условно принимаем коэффициент (чем меньше сведений, тем больше коэффициент) В = 1,2,…5;

(75…85) – поправочный коэффициент, зависящий от опыта работы и от уровня самостоятельности при создании программного продукта (чем больше опыта, тем больше коэффициент);

К – коэффициент квалификации разработчика, для работающих до двух лет К = 0,8.

Расчет по формуле (4)

to=4558*2/(82*0,8)= 139 (оператор-час)

 

Затраты труда на разработку алгоритма решения задачи

Затраты труда на разработку алгоритма решения задачи определяются по следующей формуле:

tа = Q / (60…75 * К) (5)

Для разработки алгоритма берём поправку по нижнему порогу.

Расчет по формуле (5)

ta=4558/(73*0,8)=78 (оператор-час)

 

Затраты труда на разработку блок-схемы алгоритма решения задачи

Затраты труда на разработку блок-схемы алгоритма решения задачи определяются по следующей формуле аналогичной предыдущей:

tб = Q / (60…75 * К) (6)

Расчет по формуле (6)

tb=4558/(62*0,8)=92 (оператор-час)

Расчёт затрат труда на составление программы

Затраты труда на составление программы по готовой блок схеме определяются по формуле:

 

tп = Q / (60…75 * К) (7)

Расчет по формуле (7)

tп=4558/(64*0,8)=89 (оператор-час)

 

Расчёт затрат труда на отладку программы

Затраты труда на отладку программы определяются по формуле:

tOT = 1,5 * tAOT (8)

где: tAOT – затраты труда на отладку программы на ЭВМ при автономной отладки одной задачи.

Затраты труда на отладку программы на ЭВМ при автономной отладки одной задачи определяются по формуле:

tAOT = Q / (40…50 * К) (9)

Расчет по формуле (9)

tАoт=4558/(45*0,8)=127 (оператор-час)

Расчет по формуле (8)

toт=1,5*127=190(оператор-час)

Расчёт фактического времени отладки

tэвм = tп + tот (10)

tп и tот эти показатели мы определяли в предыдущих расчёта с помощью формул (7 и 8).

Расчет по формуле (10)

tэвм =89+190=279(оператор-час)

Определили все неизвестные нам показатели, теперь мы можем найти общую трудоёмкость программного продукта по формуле (3).

Расчет по формуле (3)

t=139+78+92+92+190=591 (оператор-час)асчёт средней заработной платы программиста

Средняя заработная плата программиста в современных рыночных условиях может варьироваться в широком диапазоне. Для расчёта примем среднюю часовую оплату труда, которая составляет Тчас = 230 тг/час, что составляет 40000 тенге, при 8-ми часовом рабочем дне, и 5-ти дневной рабочей неделе. Отсюда мы можем вычислить заработную плату программиста по формуле ЗЗПспп = t*Tчас (2)

Расчет по формуле (2)

ЗЗПспп =591*230=135930 (тг)

Расчёт затрат на оплату машинного времени

Затраты на оплату труда машинного времени определяются по формуле:

Змвспп = Счас * tэвм (11)

где: Счас – цена машино-часа арендного времени;

tэвм - фактическое время отладки программы на ЭВМ.

Расчёт цены машино-часа арендного времени

Теперь нам необходимо, определить все неизвестные данные. Сначала мы определяем цену машино-часа арендного времени. Определяется по формуле:

Счас = Зэвм / Тэвм (12)

где: Зэвм – полные затраты на эксплуатацию ЭВМ в течении года;

Тэвм – действительный годовой фонд времени ЭВМ, час/год.

Расчёт действительного годового фонда времени ЭВМ

Тэвм = Т * (Qгод - Qвых) - Нраб *t простоя (13)

где: Т – время рабочего дня

Qгод – общее количество дней в году - 365 или 366

Qвых – количество выходных дней в году -114 дней

Нраб – рабочих недель в году – 53

t простоя – время простоя при профилактических работах определяется как еженедельная профилактика по 4 часа

Расчет по формуле (13)

Тэвм =8*(365-114)-53*4=1796(тг)

Полные затраты на эксплуатацию ЭВМ в течении года определяются по формуле:

Зэвм = (Зам + Зэл) (14)

где: Зам – годовые издержки на амортизацию, тг/год;

Зэл – годовые издержки на электроэнергию, потребляемую ЭВМ, тг/год.

Амортизационные отчисления

 

Зам = Сбал * Нам (15)

где: Сбал – балансовая стоимость компьютера, тнг/шт;

Нам – норма амортизации, %

Норму амортизационных отчислений принимаем, как величина постоянная 12,5%.

Балансовая стоимость ЭВМ включает отпускную цену, расходы на транспортировку, монтаж оборудования и его наладку.

Сбал = Срын + Зуст (16)

 

где: Срын – рыночная стоимость компьютера, тг/шт;

Зуст – затраты на доставку и установку компьютера, тг/шт

Затраты на установку и наладку составляют примерно 1,5-2% от рыночной стоимости компьютера.

Расчет по формуле (16)

Сбал = 90000+(90000*1,5%)=91350(тг)

Расчет по формуле (15)

Зам = 91350*0,125=11419 (тг)

Расчёт затрат на электроэнергию

Стоимость энергии, потребляемой за год определяется по формуле:

Зэл = Рэвм * Тэвм * Сэл * А (17)

где: Рэвм – суммарная мощность ЭВМ, Вт;

Тэвм – действительный годовой фонд времени ЭВМ, час/год.

Сэл – стоимость 1кВт/час электроэнергии, кВт;

А - коэффициент интенсивного использования мощности машины.

Рэвм ЭВМ находим согласно техническому паспорту, стоимость электроэнергии 1кВт*ч в 2015 году составляет Сэл = 16,5 тнг. Интенсивность использования машины величина постоянная и будет составлять А = 0,98.

Расчет по формуле (17)

Зэл = 0,40*1796*16,5*0,98=11616,53(тг)

Расчёт общих расходов

Общие расходы – это расходы на освещение, отопление, другие коммунальные услуги и т.п. Они принимаются 1/3 основной заработной платы разработчика программы (т.е. 40000/3=13800).

Теперь мы можем сложить все получившиеся результаты и узнать цену созданного программного продукта.

После того как нам будут известны все данные мы можем найти Зэвм (14), Счас (12)→ а после этого мы сможем найти затраты на оплату машинного времени Змвспп (11).

Расчет по формуле (14)

Зэвм = 11419+11616,53=23035,53 (тг)

Расчет по формуле (12)

Счас = 23035,53/1796=12,9(тг)

Расчет по формуле (11)

Змвспп = 12,9*239,22=3068 (тг)

Тогда затраты на создание программного продукта составят:

Расчет по формуле (1)

Зспп = 135930 +3068 +13800=152798 (тг)

Выводы:

В результате расчета затраты на создание данного программного продукта составили 152798 тнг. Данную цифру сложно оценить, так как имеющиеся на рынке подобные продукты слишком специфичны и количество их очень мало. Но можно предположить, что для потенциальных покупателей, которыми являются в основном зерновая индустрия, обычно стесненные в средствах, она окажется достаточно большой. Для снижения затрат можно предложить следующие решения. Как видно, три четверти расходов представляют из себя затраты на оплату труда программиста.

 

 


Просмотров: 627

Вернуться в категорию: Строительство

© 2013-2022 cozyhomestead.ru - При использовании материала "Удобная усадьба", должна быть "живая" ссылка на cozyhomestead.ru.