рус | укр

Главная

Контакты

Навигация:
Арсенал
Болезни
Витамины
Вода
Вредители
Декор
Другое
Животные
Защита
Комнатные растения
Кулинария
Мода
Народная медицина
Огород
Полесадник
Почва
Растения
Садоводство
Строительство
Теплицы
Термины
Участок
Фото и дизайн
Хранение урожая









ЖИВОПИСЬ

В XVIII в. большие перемены коснулись не только русской архитектуры, но и живописи. Художники стали пользоваться иными, чем в Средние века, способами изображения. Они освоили искусство светотени, позволявшее создавать иллюзию объема предметов на плоскости холста. Одновременно для передачи глубины пространства художники обратились к линейной перспективе.

В петровское время художники стали изображать человека и окружающий мир таким, каким его видели и знали. Появились жанры живописи. Слово «жанр» переводится с французского как «вид», «род». В зависимости от того, что изображает художник — людей, природу, неодушевленные предметы, — он обращается к тому или иному жанру: портрету, пейзажу, натюрморту.

В XVIII в. жанры делились на «высокие» и «низкие». К «высоким» относился исторический. Это объясняли тем, что историческая картина требует от художника большого композиционного мастерства, богатого воображения, глубокого знания истории. Однако самым распространенным оказался более «низкий» жанр — портрет.

Почти все крупнейшие художники XVIII в. – И.Н. Никитин, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский – занимались портретной живописью.

К началу XVIII в. в европейской живописи сложилось несколько типов портрета: парадный, камерный и интимный. Монархи, полководцы, вельможи отдавали предпочтение парадному портрету. На нем модель обычно представала в полный рост, в парадном костюме и горделивой позе, иногда гарцующей на коне. Обязательным было изображение всех подобающих данной персоне атрибутов власти и богатства: у монарха — корона, держава и скипетр, у полководца — доспехи и жезл, у чиновного вельможи — награды и прочие знаки отличия. Монарха, вельможу изображали в роскошных дворцовых интерьерах. Полководец нередко представал на фоне развертывающегося сражения. Таким образом, парадный портрет мог изображать что угодно — должность, звание, богатство, но только не личность человека.

Раскрыть внутренний мир человека призван был интимный портрет. В нем обычно нет ни богатых декораций, ни пышных нарядов, ни знаков отличия. Ничто постороннее не должно отвлекать внимание от личности человека. Нередко художник погружает свою модель в глубокую тень, освещая потоком яркого света одно лишь лицо. Именно лицо, в особенности глаза, выражают характер человека на портрете.

Среднее место между парадным и интимным занимает камерный портрет. В нем художник указывает на общественное положение человека и в то же время старается показать его как личность.

В царствование Петра I в России появился живописец, которого можно было поставить вровень с лучшими европейскими мастерами того времени — Иван Никитич Никитин. Иван Никитич целиком посвятил себя портретной живописи. Он первым из русских художников порвал с традициями иконописи, овладев достижениями европейской живописи.

Одна из лучших работ Никитина — портрет канцлера Головкина (Третьяковская галерея). Один из «птенцов гнезда Петрова», Гавриил Иванович Головкин стал видным русским дипломатом, президентом Коллегии иностранных дел. Головкин относился к «новой породе людей», которую вознамерился создать Петр. Таким он и предстает на портрете: красивое мужественное лицо, умные проницательные глаза, высокий благородный лоб, горделивая поза человека, знающего себе цену.

Одной из лучших работ Никитина по глубине психологической характеристики считается портрет «напольного гетмана» (Русский музей). Имя этого человека неизвестно, но портрет многое может рассказать о нем. Перед нами немолодой, усталый человек. Солнце и знойный ветер обожгли его лицо, воспалили глаза, которые строго глядят из-под нахмуренных бровей.

Не единожды доводилось Никитину портретировать Петра I, последний раз — в январе 1725 г. на смертном ложе царя. С уходом Петра из жизни Никитин лишился высокого покровителя. Вскоре художника постигло несчастье. В царствование Анны Иоанновны его арестовали по навету, наказали плетьми и сослали в Сибирь. Только через десять лет разрешили вернуться домой. Но художник не выдержал трудной дороги и умер в пути.

В 1757 г. в Петербурге открылось особое учебное заведение — Академия художеств. Ее президентом был назначен фаворит Елизаветы Петровны граф Иван Иванович Шувалов, человек необыкновенно образованный и просвещенный. Граф любил искусство и собрал одну из лучших в России коллекций живописи, часть которой впоследствии передал созданной им Академии. Он же предоставил Академии, поначалу не имевшей собственного здания, один из своих петербургских домов. Академия художеств имела четыре отделения — живописное, скульптурное, архитектурное и гравировальное. На первых порах преподавателями в Академии были почти сплошь иностранцы: французы и итальянцы. Доступ для обучения в Академию был разрешен всем сословиям, даже крепостным, получившим согласие своих помещиков.

Выпускники Академии художеств, удостоенные высшей ее награды — Большой золотой медали, — получали право на трехгодичную поездку за границу «для усовершенствования в искусствах» в качестве пенсионера, т.е. за казенный счет. Ездили учиться в основном в Италию и Францию. Заграничная поездка давала молодым выпускникам Академии очень много. Они знакомились с европейским искусством, посещали музеи, выставки, картинные галереи, по заказу Академии копировали работы старых мастеров, зарисовывали памятники архитектуры, делали их обмеры, снимали планы.

По возвращении на родину пенсионер, успешно выполнивший программу поездки, удостаивался звания академика. Высшим же академическим званием считалось профессорское, дававшее право на руководство классом и участие в работе Совета Академии.

 

Федор Степанович Рокотов. Призвание Ф.С. Рокотова — небольшие интимные портреты. Многие образы Ф.С. Рокотова кажутся загадочными, почти мистическими. Художник часто прибегает к такому приему: выхватывает потоком света лицо из глубокой тени. Его черты слегка размыты, словно отделены от нас дымкой времени. Таков портрет А.П. Струйской (Третьяковская галерея). Его живопись столь же прекрасна, как и изображенная на портрете женщина.

Одним из самых знаменитых русских художников XVIII в. был Дмитрий Григорьевич Левицкий. Он родился на Украине в семье священника, который увлекался гравировальным искусством. По-видимому, у отца будущий художник получил первые уроки мастерства. Переехав в Петербург, Д.Г. Левицкий посвятил себя портретной живописи.

Любопытен портрет П.А.Демидова (Третьяковская галерея), написанный Д.Г. Левицким. Прокофий Демидов был сложной личностью: ловкий предприниматель, щедрый благотворитель, деспот, чудак. Художник сумел передать противоречивость его натуры. С одной стороны, налицо все признаки парадного портрета. С другой — Демидов одет совершенно по-домашнему: в халате и ночном колпаке. Да и занят весьма прозаическим делом — поливом цветов.

Однажды Д.Г. Левицкий получил заказ от самой Екатерины II: написать серию портретов смолянок — воспитанниц Смольного института благородных девиц (Русский музей). На семи полотнах он представил девять разных по возрасту, внешности, темпераменту и интересам девушек. Каждая из них занята каким-то делом: одни демонстрируют танцевальные па, другие разыгрывают театральную сценку и т.д. Д.Г. Левицкий сумел раскрыть внутренний мир «смолянок», изобразив их во всем очаровании цветущей юности: они живы, подвижны, грациозны, кокетливы. Их портреты написаны с неподражаемым мастерством. Блеск шелковых тканей, воздушная легкость кружев заставляют забыть о том, что все это сделано при помощи кисти и красок.

По заказу канцлера Безбородко Д.Г. Левицкий написал необычный портрет императрицы — «Екатерина II — законодательница» (Русский музей). Он похож на парадный, но лишен привычных атрибутов самодержавной власти — державы, скипетра, короны. Это — аллегорический портрет. На таком портрете реальный человек обычно изображался в образе античного божества или героя. Д.Г. Левицкий представил Екатерину в виде жрицы богини правосудия Фемиды, изображение которой помещено справа вверху. Картина содержит в себе целую программу, в основе которой лежит модная в то время идея просвещенного абсолютизма. Передовые русские люди XVIII в., к которым принадлежал и Д.Г. Левицкий, мечтали видеть во главе государства просвещенного монарха, уважающего законы и заботящегося о благе своих подданных. Портрет Екатерины, выполненный Д.Г. Левицким, — своего рода наказ императрице.

 

Младшим современником Д.Г. Левицкого был Владимир Лукич Боровиковский. Он родился в украинском городе Миргороде в казачьей семье, где все мужчины занимались иконописью. Начинал с нее и юный Владимир. Его талант был замечен и художника отправили в Петербург. В.Л. Боровиковский пришел в искусство позже многих других живописцев XVIII в., и поэтому в его творчестве проявились черты нового художественного стиля — сентиментализма.

Кисти В.Л. Боровиковского принадлежит один из самых обаятельных женских образов в русской живописи — портрет Лопухиной (Третьяковская галерея). Он чарует не только самобытной красотой модели, но и мастерством художника. Меланхолическая поза Лопухиной, ее томный взгляд, поле золотой ржи с васильками — все это создает у зрителя настроение мечтательности и легкой грусти.

Незадолго до наступления XIX в. В.Л. Боровиковский написал портрет «Екатерина II на прогулке в Царском Селе» (Третьяковская галерея). Он совсем не похож на парадный или аллегорический портрет монарха. Екатерина предстает на нем как обычный, простой человек. Художник изобразил немолодую женщину, прогуливающуюся по парку в сопровождении домашней собачки.

Просмотров: 590

Вернуться в категорию: Строительство

© 2013-2022 cozyhomestead.ru - При использовании материала "Удобная усадьба", должна быть "живая" ссылка на cozyhomestead.ru.