рус | укр

Главная

Контакты

Навигация:
Арсенал
Болезни
Витамины
Вода
Вредители
Декор
Другое
Животные
Защита
Комнатные растения
Кулинария
Мода
Народная медицина
Огород
Полесадник
Почва
Растения
Садоводство
Строительство
Теплицы
Термины
Участок
Фото и дизайн
Хранение урожая









Анатомо-физиологические особенности и особенности возрастного развития учащихся 10-11-х классов

Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и индивидуальные различия как в строении, так и в функциях орга­низма. В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличе­ние его размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Юноши перегоняют девушек в росте и массе тела. Юноши (в среднем) выше девушек на 10—12 см и тяжелее на 5— 8 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела больше на 13%, а масса подкожной жировой ткани меньше на 10%, чем у девушек. Туловище юношей немного короче, а руки и ноги длин­нее, чем у девушек [19].

У старших школьников почти заканчивается процесс окосте­нения большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в длину замедляется. Интенсивно развивается груд­ная клетка, особенно у юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие костного аппарата сопровожда­ется формированием мышц, сухожилий, связок. Мышцы разви­ваются равномерно и быстро, в связи с чем увеличивается мы­шечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асиммет­рия в увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает целенаправленное воздействие (с большим укло­ном на левую сторону) с целью симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища. В этом возрасте появляются благоприятные возможности для воспитания силы и выносливо­сти мышц.

У девушек в отличии от юношей наблюдается значительно мень­ший прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плече­вой пояс, но зато интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка, сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц, максимальная легочная вентиля­ция и объем потребления кислорода также менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности органов кро­вообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже [9].

У девушек и юношей большая разница в развитии мускулатуры, у юношей она нарастает равномерно, у девушек центр тяжести несколько опущен за счет непропорционального развития мускулатуры, в меньшей степени развита масса мышц рук и плечевого пояса, в большей — мышц таза. У девушек масса мышц на 13 % меньше, они уступают в силе юношам [4].

У юношей быстро увеличивается мышечная масса; эластичность мышц и их нервная регуляция находятся на оптимальном уровне; опорно-двигательный аппарат способен выдержать значительные нагрузки.

Продолжают увеличиваться масса сердца, скорость сокращений сердечной мышцы, минутный объем крови, улучшается нервная и гормональная регуляция сердечно-сосудистой системы.

Сердце юношей на 10—15% больше по объему и массе, чем у деву­шек; пульс реже на 6—8 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки дышат чаще и не так глубоко, как юно­ши; жизненная емкость их легких примерно на 100 см3 меньше.

В 15—17 лет у школьников заканчивается формирование познавательной сферы. Наибольшие изменения происходят в мыс­лительной деятельности. У детей старшего школьного возраста повышается способность понимать структуру движений, точно воспроизводить и диффренцировать отдельные (силовые, времен­ные и пространственные) движения, осуществлять двигательные действия в целом.

Завершается развитие ЦНС. Процессы возбуждения и торможения уравновешиваются. Увеличивается способность мозга к аналитической и синтезирующей деятельности. Учащиеся способны выполнять упражнения на основе только словесных указаний учителя [3].

Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую воле­вую активность, например настойчивость в достижении постав­ленной цели, способность к терпению на фоне усталости и утом­ления. Однако у девушек снижается смелость, что создает опреде­ленные трудности в физическом воспитании.

В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими воз­растными группами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей.

В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими возрастными группами наблюдается снижение прироста в развитии кондиционных и координационных способностей [19].

Таблица 1.1

Темпы прироста различных физических способностей у детей старшого школьного возраста (%)

Физические способности   Среднегодовой прирост Общий прирост
Юноши Девушки Юноши Девушки
Скоростные 1,5 0,2 3,1 0,5
Силовые 14,0 9,0 28,0 18,0
Общая выносливость 2,1 0,7 6,4 2,1
Скоростная выносливость 2,1 -0,6 6,3 -1,8
Силовая выносливость 8,5 -2,0 26,7 -6,0

 

Таблица 1.2

Показатели снижения темпов прироста активной и пассивной гибкости у юношей и девушек 15–17 лет (%)

 

  Суставы Гибкость
Активная Пассивная
Юноши Девушки Юноши Девушки
Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных суставах   -2,1   -2,1   -2,0   -2,0
Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах   -7,8   -2,4   -2,6   -2,1
Подвижность различных отделов позвоночного столба:        

Продолжение таблицы 1.2

- тазобедренный сустав при сгибании туловища   -9,5   -4,1   -   -
  - нижнегрудной поясничный отдел   -14,3   -10,3   -   -
  - верхнегрудной отдел   -20,0   -4,2   -   -
  - шейный отдел   -18,7   -4,3   -   -

Тем не менее в этот возрастной период сохраняются еще немалые резервы для улучшения двигательных способностей, особенно если это делать систематически и направленно.

Таблица 1.3

Прирост показателей кондиционных и координационных способностей у школьников 15-17 лет в ходе целенаправленных воздействий

 

  Физические способности Прирост
Юноши Девушки
Силовые 40,0-110,0 36,0-54,0
Скоростные 9,0-17,8 5,6-16,2
Выносливость 24,3-120,0 9,0-80,0
Гибкость 10,0-50,0 20,0-70,0
Координационные:    
- в беге 6,0-10,8 4,5-8,0
- в прыжках 10,5-13,7 4,8-9,6
- акробатические упражнения 6,7-8,2 11,1-13,2
- метание на дальность 33,4-42,8 13,7-22,4
- метание на меткость 49,7-90,0 62,0-81,4
-в спортивно-игровых двигательных действиях 22,6-35,8 36,2-48,4

 

Умелое применение специально подобранных и дозированных физических упражнений в период интенсивного естественного морфофункционального развития способствует стимулированию, упорядочению и активизации соответствующих процессов, значительному улучшению функциональных возможностей всех систем организма. На более поздних возрастных этапах добиться подобных результатов трудно и даже невозможно [9].

Просмотров: 1464

Вернуться в категорию: Народная медицина

© 2013-2022 cozyhomestead.ru - При использовании материала "Удобная усадьба", должна быть "живая" ссылка на cozyhomestead.ru.