рус | укр

Главная

Контакты

Навигация:
Арсенал
Болезни
Витамины
Вода
Вредители
Декор
Другое
Животные
Защита
Комнатные растения
Кулинария
Мода
Народная медицина
Огород
Полесадник
Почва
Растения
Садоводство
Строительство
Теплицы
Термины
Участок
Фото и дизайн
Хранение урожая









II группа здоровья

Дети с хроническими заболева­ниями или пороками развития


1 — факторы риска в анамнезе (сопряжение факторов),

2 — физическое развитие и степень его гармоничности,

3 — нервно-психическое развитие и здоровье (пограничные

психические расстройства),

4 — уровень резистентности;

5 — функциональные отклонения и вегетативная реактивность;

6 — хронические заболевания и пороки развития,

7 — метаболические маркеры энергетической недостаточности

обеспечения организма (соотношения K-Na,Ca-Mg, уровень лактата,общих липидов и ацилгидроперекисей).

Рис. 2. Модель формирования индивидуального здоровья по Ю. А. Алексеевой



Процесс формирования здоровья протекает неравномер­но, импульсно, периоды напряжения (критические периоды) сменяются периодами относительной стабилизации с физио­логическими, адекватными возрасту темпами развития.

Исследованиями Р. В. Тонковой-Ямпольской (1989) до­казана скачкообразность развития детей, обусловленная ге-терохронностью формирования систем в зависимости от воз­раста и пола, что позволяет сохранить энергетическую це­лостность организма как результат индивидуальной генети­ческой программы, которая в свою очередь определяет уровень здоровья.

Критические периоды в жизни ребенка — это этапы не­устойчивого равновесия различных систем, когда старые ме­ханизмы регуляции уже исчерпали свои возможности в под­держании целостности функционирования систем организма, а механизмы, соответствующие новому уровню дифференци-ровки элементов системы, еще не достигли той минимальной зрелости, которая обеспечивает консолидацию элементов и противодействие повреждающим факторам внешней среды. Другими словами, происходит максимальное разобщение про­цессов адаптации, вызывающее напряжение гомеостаза (Кар-саевская Т. В., 1983; Вельтищев Ю. Е., 1994).

В критические периоды повышается чувствительность организма к тем или иным агентам внешней среды, что со­провождается возникновением специфических компенсатор­но-приспособительных реакций, которые могут стать пато­логическими, снижающими уровень здоровья у одних детей и приводить к совершенствованию систем адаптации у дру­гих (Никиткж Б. А. с соавт.,1982; Нарциссов Р. П., 1999).

Скачок развития как переход количественных изменений в качественные сопровождается существенными тратами энергоресурсов. Причем сам критический период неодноро-


ден и содержит сегменты (временные отрезки) максималь­ного напряжения гомеостазиса, обусловленного отчетливым всплеском (пиком) лабильных компонентов гомеостаза, от­носящихся (феномен Гэмбла) преимущественно к водно-электролитному балансу и кислотно-основному состоянию (Борисова М. А., 2003).

Постоянство внутренней среды организма есть сопряже­ние химического («древнего») и иммунологического («мо­лодого») гомеостаза. Напряжение и поломы химического (более древнего) гомеостаза сопровождаются более глубо­ким и быстрым нарушением жизненно важных функций организма ребенка, угрожаемым его жизни, нежели напря­жение иммунологического гомеостаза, имеющее, как прави­ло, более пролонгированную манифестацию и опосредую­щее свое развитие через систему химического гомеостаза.

На формирование критических периодов большое вли­яние оказывает чувствительность систем организма к тому или иному фактору. Выделяют три периода в зависимости от характера чувствительности систем организма:

1. Период резистентности к воздействию различных фак­
торов.

2. Период минимальной чувствительности.

3. Период максимальной чувствительности.

На течение критического периода оказывают влияние возраст и исходный уровень здоровья ребенка: чем меньше возраст, тем больше напряжение защитно-адаптационных механизмов, и чем ниже уровень здоровья, тем продолжи­тельнее критический период. У детей II группы здоровья критический период в 1,5-2 раза продолжительнее, чем у детей I группы здоровья.

Влияние возраста отчетливо проявляется в критическом периоде «раннего» детства (2-4 года) — периоде наиболее


ярких качественных изменений. Ускорение реализации ин­дивидуальной программы связано прежде всего со сменой «лидера» в эндокринной системе — щитовидную железу сме­няет аденогипофиз, что сопровождается усилением актив­ности адренокортикотропной и глюкокортикоидной функ­ции коры надпочечников. Перестройка в эндокринной сис­теме приводит к стрессу, в результате чего активизируются все жизненные силы организма, стабилизируются мембра­ны, снижается их проницаемость, усиливаются защитные возможности организма Это в свою очередь влечет за со­бой резкое снижение заболеваемости, усиление памяти (ко­личество усваиваемых ребенком слов к трем годам — 1200, а годом раньше — 300-400), уменьшение сенсибилизации и другие положительные сдвиги.

Дополнительные метаболические критерии уровня здо­ровья, получаемые с помощью неинвазивных методов, по­зволяют расширить наше представление о процессе форми­рования здоровья и ранжировать детей различных групп здоровья на подгруппы. Можно выделить подгруппу детей «высокого риска» с быстрым темпом перехода во II и III группы, «умеренного риска» с более продолжительными темпами снижения уровня здоровья и подгруппу детей «ми­нимального риска», снижение уровня здоровья которых осу­ществляется лишь в определенные периоды онтогенеза (кри­тические периоды) при напряжении защитно-адаптацион­ных механизмов или существенном влиянии внешних неблагоприятных факторов.

Комплексное воздействие позитивных и негативных фак­торов у детей II группы здоровья, по мнению Ю. А. Алек­сеевой (2002), — это разнонаправленный процесс, разви­вающийся по спирали, каждый виток которой есть реали­зация конкретных положительных и негативных факторов


с постоянным взаимодействием их и проявлением самых различных результатов этого взаимодействия в виде усиле­ния, ослабления или погашения того или иного эффекта.

Метаболические критерии формирования здоровья позво­лили расширить наши представления о верификации групп здоровья, и особенно I группы. Нами предложена следую­щая трактовка I группы здоровья — это здоровые дети, не имеющие функциональных и метаболических отклонений.

Метаболически I и Па группы здоровья детей практичес­ки идентичны, за исключением подгруппы высокого риска (6 % детей) с угрозой перехода из I во II группу, поэтому их целесообразно объединить в I группу. Иначе I группа ис­чезнет, поскольку детей с неотягощенным анамнезом без функциональных отклонений насчитывается единицы.

Особого внимания заслуживает подгруппа высокого рис­ка II группы (Пб группа по С. М. Громбаху) с угрозой пе­рехода в III группу здоровья. Это дети с высоким риском возникновения хронической патологии, имеющие метаболи­ческие сдвиги, практически идентичные аналогичным пока­зателям детей III группы здоровья. Необходимы своевремен­ное выявление таких детей и своевременные адекватные меры реабилитации, поскольку переход на более низкий уровень здоровья, как правило, не превышает нескольких месяцев, а в ряде случаев может быть настолько стремитель­ным, что врач не успевает уловить фазу функциональных отклонений и фиксирует уровень здоровья ребенка уже в III группе. Это нередко подтверждается диагностикой впер­вые выявленного хронического заболевания при обычном профосмотре.

Следовательно, методологической основой формирова­ния здоровья является непрерывное этапное поступательное спиралеобразное развитие процесса («Тверская спираль»)


с постепенно нарастающим снижением его уровня по мере взросления и накопления факторов риска (этапы контину­ума переходных состояний от условного здоровья к полной утрате функций).

Процесс формирования здоровья характеризуется сопря­женностью импульсности и относительной стагнации,т.е. чередованием критических периодов и периодов относитель­но «ненапряженного» гомеостаза, что позволяет осуществ­лять качественные преобразования в организме. Наиболее ранними и объективными критериями изменения уровня здоровья являются метаболические показатели, определение которых позволит оптимизировать своевременную диагно­стику отклонений здоровья и контроль за эффективностью коррекции.


ГЛАВА

Просмотров: 234

Вернуться в категорию: Народная медицина

© 2013-2017 cozyhomestead.ru - При использовании материала "Удобная усадьба", должна быть "живая" ссылка на cozyhomestead.ru.