рус | укр

Главная

Контакты

Навигация:
Арсенал
Болезни
Витамины
Вода
Вредители
Декор
Другое
Животные
Защита
Комнатные растения
Кулинария
Мода
Народная медицина
Огород
Полесадник
Почва
Растения
Садоводство
Строительство
Теплицы
Термины
Участок
Фото и дизайн
Хранение урожая









Интермодальные ощущения и синестезии

 

Перцептивные системы формируются под слиянием задач, воз­никающих в деятельности индивида. Многие перцептивные зада­чи требуют совместной работы нескольких перцептивных систем, поэтому возможны интермодальные или переходные формы чувстви­тельности, занимающие промежуточное положение между тра­диционными модальностями.

Типичным интермодальным ощущением является ощущение вибрации. Как известно, слуховая система человека не восприни­мает колебания воздуха с частотой ниже двадцати герц. Более низ­кие тона воспринимаются нами в виде вибрационных ощущений. Это осуществляется не с помощью слуха, что доказывается суще­ствованием вибрационной чувствительности у глухих, а посред­ством, главным образом, кожно-мышечной системы. Для возникновения ощущения вибрации важно, чтобы раздражение передавалось костными тканями и распространялось на возмож­но большую часть тела. Считается, что при этом возбуждается вестибулярная система, хотя для нее вибрация — неадекватный раздражитель.

Вибрационная чувствительность занимает в нашем восприя­тии несравненно меньшее место, чем осязание или слух. Но у людей, потерявших слух, она начинает играть огромную роль. Вибрационную чувствительность называют даже "слухом глухих". В литературе описаны случаи, когда глухие оказывались способны воспринимать с помощью вибрации сложные музыкальные про­изведения.

Другим примером интермодальной чувствительности служит так называемое "шестое чувство слепых". Известно, что слепые от рождения или с детства способны на расстоянии обнаруживать препятствия и успешно их обходить. Субъективные ощущения, возникающие у них при этом, очень сложны. Как правило, сле­пые сообщают, что они чувствуют препятствие кожей лица. Од­нако большинство исследователей считает, что чувство преграды связано не с кожной, а со слуховой чувствительностью. Согласно этой точке зрения, слепой гораздо лучше, чем зрячий улавливает эхо от своих шагов. Отраженные от предметов звуки воспринима­ются как ориентиры, дающие указания о препятствиях, к кото­рым он приближается. Поэтому чувство препятствия отказывает, если на пути слепого вместо плотной стенки, хорошо отражаю­щей звуки, поставить преграду в виде метастатической сетки с круп­ными ячейками.

Развитие интермодальных ощущений, позволяющих компен­сировать те или иные сенсорные недостатки, подчеркивает значе­ние, которое имеет для развития перцептивных систем наличие конкретной перцептивной задачи. А.Н. Леонтьевым была проде­монстрирована возможность формирования с помощью созда­ния у испытуемого активной установки совершенно нового вида чувствительности, который получил название неспецифической све­товой чувствительности.

В экспериментах ставилась задача выработать у испытуемых чувствительность к цвету посредством кожи ладони. Испытуемый сидел перед черным экраном. Через отверстие в экране была про­сунута его рука. В свою очередь сквозь отверстие в доске, на кото­рой покоилась рука испытуемого, на ладонь проецировался красный или зеленый .туч света. Лампа была отгорожена от ладони испытуемого водяным фильтром, так что раздражители, действу­ющие на поверхность кожи, имели совершенно одинаковые теп­ловые характеристики и отличались лишь дойною волны.

В первой серии экспериментов испытуемый оставался пассив­ным, так как его ни о чем не предупреждали. Экспериментатор пытался выработать у него условный защитный рефлекс на раз­дражение красным светом. Раздражители подавались через разные промежутки времени в случайном порядке. Через тридцать секунд после раздражения ладони красным светом испытуемый получал удар током и, естественно, отдергивают ладонь. Зеленый свет не сопровождается подкреплением. Оказалось, что даже после 800—900 сочетаний испытуемый не мог научиться вовремя отдергивать руку.

Во второй серии экспериментов испытуемому сообщайтесь, что иногда его ладонь будет освещаться красным, а иногда зеле­ным светом, и что если после освещения руки красным светом он не отдернет руку, то постучит электрический удар. Иными слова­ми, у испытуемых создавалась установка на активное обнаруже­ние определенного раздражителя. В остальном условия опыта сохранялись. Результаты этой серии оказались поразительными. Уже через сорок—пятьдесят сочетаний удалось выработать услов­ный рефлекс на освещение кожи красным светом, так что испы­туемый отдергивал руку сразу после освещения ладони красным светом и оставлял ее на месте при освещении зеленым светом.

Взаимодействие перцептивных систем обусловлено, главным образом, единством окружающего мира. Действительно, один и тот же предмет или явление обладает множеством различных ас­пектов. Их восприятие связано с работой различных перцептив­ных систем, периферические звенья которых имеют весьма различные характеристики. Тем не менее мы воспринимаем еди­ный целостный образ. Очень ярко взаимодействие перцептивных систем выступает в случае восприятия внешнего пространства.

Существуют многочисленные факты, свидетельствующие о глубоких связях различных перцептивных систем. Речь идет о си­нестезии возникновении ощущения определенной модальнос­ти под воздействием раздражителя совершенно другой модальности. Явление синестезии может возникать как в явной, так и неявной форме. В явной форме, по данным рада исследований, синестезии наблюдаются примерно у 50% детей и 15% взрослых. Очень яркие синестезии были, например, у композитора А.Н. Скрябина, пе­реживавшего каждый звук окрашенным в тот или иной цвет и даже писавшего симфонии цвета. Можно утверждать, что в неяв­ной форме синестезии встречаются у каждого. "Теплые" и "холод­ные" цветовые тона, "высокие" и "низкие" звуки свидетельствуют о том, как естественно подчас оцениваются ощущения при помощи характеристик, заимствованных, казалось бы, из совсем другой мо­дальности.

Наиболее универсальной в этом отношении оказалась харак­теристика "светлоты". Немецкий психолог Э.М. Хорнбостель по­казал в двадцатых годах нашего столетия, что светлыми и темными могут быть не только зрительные, но и осязательные, органичес­кие, обонятельные и слуховые ощущения. Так ощущения голода, прикосновения гладком и твердым предметом оценивались как светлые, а противоположные им ощущения — сытости, прикос­новения шершавым и мягким предметом — как темные. Характе­ризуя незнакомые запахи, испытуемые использовали те же определения: запах духов казался им светлым, а запах дегтя — темным.

Чтобы проверить воспроизводимость получаемых таким об­разом результатов, Э.М.Хорнбостель провел контрольный опыт. Испытуемым давалась группа запахов и предлагалось с помощью цветового круга подобрать для каждого из них серый тон соот­ветствующей светлоты. (Цветовым кругом называется вращающийся во фронтальной плоскости диск, состоящий из белого и черного секторов. При достаточно большой ско­рости вращения черный и белый цвет сливаются и воспринимается равномерный серый тон, светлота которого пропорциональна доли сектора белого цвета в об­щей площади круга.) Оказалось, что все испытуемые располо­жили запахи примерно в один и тот же ряд, причем запаху бензола соответствовал цветовой круг с 40% белого цвета. Затем те же запахи сравнивались со звуковыми сигналами, подаваемыми с помощью звукогенератора. В результате было установлено соот­ветствие обонятельных и слуховых ощущений, в котором запах бензола приравнивался звуковому тону частотой 220 гц. На после­днем этапе эксперимента испытуемые должны были сопоставить различные звуковые тона с оттенками серого цвета. Оказалось, что для тона 220 герц был подобран серый цвет, на 41% состоя­щий из белого. Иными словами, удалось показать эквивалентность оценок светлоты, запаха и высоты звукового тона. Условно этот результат можно изобразить в виде следующей схемы:

Не менее интересные исследования провезти немецкие биоло­ги В.Бернштайн и П.Шиллер. В одном из опытов рыбы обучались плыть всегда к более освещенной из двух кормушек. После выра­ботки этого условного рефлекса освещение кормушек уравнива­лось, но перед одной из них рассеивалось вещество со "светлым", а перед другой — с "темным" (по шкале Э.М.Хорнбостеля) запа­хом. Рыбы направлялись к кормушке со "светлым" запахом. Дру­гие опыты проводились с земноводными, меняющими свою окраску в зависимости от уровня освещенности. Результаты пока­зали, что посветление окраски вызывают также "светлые" обоня­тельные и звуковые раздражители.

Следует подчеркнуть, что синестезии редко возникают в си­туации нормального предметного восприятия. Когда же воспри­нимаемая ситуация неопределенна, то синестезии наблюдаются довольно часто. Советская исследовательница Л.А.Селецкая про­вела опыты, показавшие, что сознательное выделение синестезических признаков "теплоты" и "холода" цветового тона при дифференциации цветовых карточек, предъявляемых в перифе­рическом зрении, позволяет испытуемым улучшить показатели различения.

О механизмах синестезии известно в настоящее время еще очень мало. Опыты В.Бернштайна, добившегося посветления окраски темноадаптированных рыб с помощью инъекции им вытяжки из сетчатки светлоадаптированных рыб, говорят о том, что синесте­зии могут быть связаны с гуморальными процессами. В пользу биохимической гипотезы возникновения синестезий свидетель­ствуют факты о появлении синестезий под влиянием таких нар­котиков, как мескалин и ЛСД-25. Не вызывает сомнения, что синестезии связаны с генетически ранними ступенями восприятия.

 

 

Просмотров: 522

Вернуться в категорию: Кулинария

© 2013-2020 cozyhomestead.ru - При использовании материала "Удобная усадьба", должна быть "живая" ссылка на cozyhomestead.ru.