рус | укр

Главная

Контакты

Навигация:
Арсенал
Болезни
Витамины
Вода
Вредители
Декор
Другое
Животные
Защита
Комнатные растения
Кулинария
Мода
Народная медицина
Огород
Полесадник
Почва
Растения
Садоводство
Строительство
Теплицы
Термины
Участок
Фото и дизайн
Хранение урожая









Идентификация древесины музейных предметов

 

При реставрации и атрибуции деревянных предметов искусства и материальной культуры необходимо идентифицировать таксономическую принадлежность древесины, то есть определить ее ботанические - семейство, род, вид.

В далеком прошлом опытные мастера определяли древесину на глаз и на ощупь по цвету, текстуре и плотности, редко ошибаясь, потому что использовалось небольшое число отечественных и иноземных древесных пород. Но когда в Европу начали ввозить древесину многочисленных тропических видов из Азии, Америки и Африки, а также появились способы искусной имитации ценного дерева, ошибки в определении стали неизбежными, особенно по цвету, который нередко сходен у древесины разных родов и семейств, сильно отличающихся по физико-механическим и, следовательно, конструкционным свойствам.

Яркий тому пример - история использования древесины махагони (Swietenia mahagoni Jacq. ) и ее многочисленных заменителей, близких ей по цвету и часто противоположных по свойствам. Эта древесина красновато-коричнего цвета с мягким теплым блеском, пластичная и прочная, вывозилась испанцами с островов Карибского моря для строительства судов, дворцов и монастырей и лишь в начале XVIII века появилась в Англии, где названная "махагони" ( в России - "красное дерево"), стала для европейцев излюбленным декоративно-мебельным материалом[8]. Однако спрос на махагони был столь велик, а природные запасы, напротив, столь малы, что в торговлю под этим названием начали внедрять древесину разнообразных пород, окрашенную в оттенки красного цвета. Сейчас насчитывается уже несколько десятков древесных видов, составляющих группу "лже-махагони", куда входят даже эвкалипты, стеркулии, березы, птерокарпусы, канариумы и многие другие.

Имитация черного дерева ( эбен - Diospyros spp.), ценимого с глубокой древности, впервые разработана немецкими мастерами в начале XVII века, избравшими для этого древесину груши и введенную в торговлю как "аугсбургское черное дерево". В дальнейшем черную тонировку делали на грабе (Гамбс), падубе и другой мелкотекстурной древесине, и потому крупные вещи, например, кабинеты, конструировались из тонированной древесины с использованием настоящего черного дерева на лицевые части и декоративные детали.

Среди способов определения древесины были опробованы: определение по химическому составу; физическим свойствам; макроскопическим чертам, видимым через лупу и по признакам анатомического строения, видимым в световой микроскоп. Последний метод признан наиболее точным. Этим методом выявляются те характерные признаки анатомического строения древесины, которые отличают виды и роды всех ботанических семейств и проявляются на тонких (прозрачных) срезах, сделанных в трех направлениях побега (ствола) - поперечном, тангентальном и радиальном. Следует отметить, что древесные виды одного рода часто не различимы по анатомическим признакам в строении древесины, и определение ее достоверно доводится до рода.

Древесина, представляющая собой комплекс тканей, выполняющих водопроводящую, механическую и запасающую функции в древесном стволе, слагается из клеточных элементов, имеющих различную функциональную приспособленность, в зависимости от которой растения распределяются по ступеням эволюционной подвинутости[9]. Признаки (черты) строения клеток, тканей и систем при исследовании древесины закрепляются в форме целостного описания ее анатомического строения.

Чтобы точно идентифицировать древесину, необходимо иметь пробу, объем которой позволяет получить на срезах полную картину ее анатомического строения, а также справочные описания анатомического строения древесины деревьев и кустарников с микрофотографиями и эталонные препараты.

Однако, с музейных вещей можно брать лишь малые сколы и отщепы из мест их повреждений или с тыльной стороны, и срезы с таких проб не складываются в полную картину анатомического строения древесины, что в некоторых случаях может повлечь ошибку в ее таксономическом определении[10]. Например, древесина дуба и каштана, принадлежащих одному сем. Fagaceae, различается наличием у дуба так называемых широких лучей, а по другим основным чертам сходна, но широкие лучи располагаются удаленно друг от друга и в малую пробу древесины могут не попасть.

Ошибку можно допустить и в тех случаях, когда проба взята от древесины с редкими признаками строения, например, с включенной флоэмой (участками луба в древесине), четко видимой только на поперечном срезе, который с малого скола часто не получить. Так, на четыре года растянулось исследование древесной пробы от фигурки старика из эрмитажной экспозиции китайского искусства (ЛН-7, хранитель Меньшикова М.Л.), пока по крошечным срезам не удалось выявить фрагменты флоэмы и определить агаллоху (алойное, райское, орлиное дерево - Aquilaria agallocha Roxb.), продаваемую в древности на Востоке на вес золота.

Большое препятствие в определении древесины - отсутствие полноценных справочников по анатомии древесины. Поэтому в Эрмитаже, как одном из центров научной работы, начато формирование банка данных об анатомическом строении древесины деревьев и кустарников, которая была определена на пробах с музейных предметов. Сейчас банк данных составляют 257 описаний. В него будут включены описания, сделанные по последним определениям древесины. Среди них выделяются веревочные материалы - корневище черники (Vaccinium myrtillus L.), из которого плели сети (торфяниковое поселение в Ловатско-Двинском междуречье; хранитель Мазуркевич А.Н.) и ползучий стебель полукустарника линнеи (Linnea borealis L.), использованный на обвязку (Старая Ладога; хранитель Короткевич Б.С.).

Определение древесины, основанное на банке данных компьютерной программы, позволяет начинать его с любого признака, что удобно при исследовании малых проб древесины, с которых невозможно снять полную картину анатомического строения. Однако, и в этих случаях для достижения точного результата следует соблюдать последовательность наблюдения признаков, отражающую переход древесного вида по систематическим ступеням - от семейства к роду и виду, что подробно показано в методических указаниях, разработанных для пользования этой программой.

 

Заключение

Отдельные предметы из дерева либо деревянные фрагменты, использующиеся в украшении, являются наиболее распространенными музейными экспонатами, ввиду широко распространения столярного производства не только на территории России, но и на территории других стран. Столярное дело было доступно как мастерам, так и обычному человеку. Основной музейной вещью является мебель из дерева, которая зачастую украшена резьбой или расписана. Это обусловлено тем, что мебель служила не только повседневным предметом, но и могла служить украшением интерьера. Хоть дерево и является материалом, подверженым многим факторам разрушения, довольно большое количество деревянных предметов дает создает возможность музеям представить в своих коллекциях все их многообразие.

Изучение способов декоративной отделки деревянных изделий, идентификация пород, из которых они изготовлялись, дает возможность музейным сотрудникам сформировать представление о развитии ремесла по дереву, о технологических особенностях в определенное время и облегчить работу по атрибуции, реставрвции и хранению предметов из дерева.

 

 

Список использованных источников и литературы

Источники

 

1. restavraciy.ru/konsres.html

2. http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/11/b2003/hm11_1_15_0_16.html

3. "Инструкцию по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР" 1985 г.4. http://ru.wikipedia.org/

 


[1] restavraciy.ru/konsres.html

[2] restavraciy.ru/konsres.html

[3] http://ru.wikipedia.org/

[4] http://ru.wikipedia.org/

[5] restavraciy.ru/konsres.html

[6] http://ru.wikipedia.org/

[7] restavraciy.ru/konsres.html

[8] http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/11/b2003/hm11_1_15_0_16.html

 

[9] http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/11/b2003/hm11_1_15_0_16.html

 

[10] http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/11/b2003/hm11_1_15_0_16.html

 

Просмотров: 284

Вернуться в категорию: Декор

© 2013-2018 cozyhomestead.ru - При использовании материала "Удобная усадьба", должна быть "живая" ссылка на cozyhomestead.ru.