рус | укр

Главная

Контакты

Навигация:
Арсенал
Болезни
Витамины
Вода
Вредители
Декор
Другое
Животные
Защита
Комнатные растения
Кулинария
Мода
Народная медицина
Огород
Полесадник
Почва
Растения
Садоводство
Строительство
Теплицы
Термины
Участок
Фото и дизайн
Хранение урожая









Глава 7. Общеизвестная детская символика

Общеизвестная детская символика

в консультировании с использованием

изобразительных средств

Прежде чем предложить несколько возможных интерпрета­ций символов, наиболее часто используемых детьми, мы хотели бы предостеречь от опасности «слепого» анализа детских рисун­ков. Необходимо помочь ребенку активно объяснить смысл изо­бражения на рисунке (Thompson and Allan, 1985). Рисунки необ­ходимо рассматриватьв рамках гештальта, т. е. целостной структуры, особенно при попытках понять их символический смысл. Поэтому рассмотрение предмета только как изолирован­ной части без соотнесения с целым сопряжено с определенными опасностями (Naumburg, 1966; Rubin, 1978). По этому поводу Рубин говорит следующее: «По моему мнению, необходимо рас­сматривать общие взаимосвязи и использовать их в качестве ги­потез, учитывая при этом и другие возможности» (стр.66).

При таком подходе следующие цветовые предпочтения и символы могут быть использованы в качестве полезных ориен­тиров.

Цвет

Цветовые предпочтения изменяются в зависимости от возраста. Дети младшего возраста отдают предпочтение теп­лым тонам красного и желтого цвета, дети старшего возраста


       
   
 
 


тяготеют к использованию прохладных цветов — синего и зеленого, отдавая все меньше и меньше предпочтения желто­му цвету. Красный цвет доминирует на протяжении всех стадий жизни (Birren, 1969, 1978; Rasto, 1968).

Имеют значение не цвета как таковые, а тот контекст, в ко­тором они используются на рисунке. Ненормальное употребле­ние или злоупотребление цветом или цветовой комбинацией помогает глубже понять эмоциональное состояние ребенка.

Обычное использование цвета. Красный цвет обычно ис­пользуется для изображения дымовых труб, губ, волос, вишен и яблок. Оранжевый цвет используется для изображения сви­теров и апельсинов. Желтый цвет используется для изображе­ния цветов и солнца. Синий цвет используется для изображе­ния неба, одежды, глаз и занавесок. Зеленый цвет использует­ся для изображения женской одежды, свитеров, крыш, травы и деревьев. Пурпурный (или фиолетовый) цвет используется для изображения женской одежды. Черный цвет используется для изображения дыма, прорисовки основных деталей, волос, обуви, поясов и дверей. Коричневый цвет используется для изображения волос, одежды, глаз, стволов и ветвей деревьев и стен. Белый цвет используется для изображения оград и обла­ков (Buck, 1978; Jolles, 1957).

Необычное использование цвета. Самым эмоциональным яв­ляется красный цвет. Он свидетельствует об импульсивности и спонтанности самовыражения (Cooper, 1978; Pasto, 1968; Zim­merman and Garfunkel, 1942), указывает на потребность в одоб­рении со стороны важного лица или на агрессивность и нена­висть, когда на рисунке преобладает красный цвет (Alschuler andHattwick, 1943; Birren, 1969; Jolles, 1957). Кроме того, крас­ный цвет может означать мученичество (Cooper, 1978).

Оранжевый цвет рассматривается как эмоционально сдер­жанный красный цвет. Он свидетельствует о сочувствии и дру­желюбии (Alschuler and Hattwick, 1943; Birren, 1969) или ука­зывает на агрессивное противодействие попыткам поставить данного человека в зависимое положение (Pasto, 1968).

Желтый цвет, как и красный, может указывать на спон­танность самовыражения (Zimmerman and Garfunkel, 1942) или, при акцентированном использовании, на агрессивность и враждебность (Alschuler and Hattwick, 1943; Birren, 1969; Brink, 1944) вплоть до неистового самоуничтожения (Pasto, 1968). По мнению Купера (1978), желтый цвет амбивалентен. Золотистые и светлые оттенки желтого цвета олицетворяют


 

интеллект, интуицию, веру и доброту. Темно-желтый цвет олицетворяет вероломство, зависть, честолюбие, скрытность и неверие.

Зеленый цвет указывает на избавление от тревоги, ощуще­ние управляемого поведения, возвращение к девственной при­роде. В целом он не свидетельствует о наличии прочной эмоци­ональной основы (Alschuler and Hattwick, 1943; Birren, 1969; Kadis, 1950; Pasto, 1968). По мнению Купера (1978), синий цвет олицетворяет истину, интеллект, мудрость, постоянство, предусмотрительность, спокойствие, созерцание, а также жен­ский принцип, символизируемый водой.

Багряный цвет указывает на сильное, почти граничащее с паранойей стремление к власти. Быть может, это отчасти свя­зано с тем, что багряный цвет считается королевским цветом (Buck, 1978; Pasto, 1968).

Черный и коричневый цвета олицетворяют торможение, подавление, а также депрессию, если эти цвета небрежно нане­сены на рисунок (Alschuler and Hattwick, 1943, 1969; Bieber and Herkimer, 1948; Brink, 1944; Cooper, 1978; Napoli, 1946; Pasto, 1968; Precker, 1950).

Белый цвет имеет два противоположных символических значения. По мнению Джоллес (1957), белый цвет указывает на антиобщественные установки, тогда как Купер (1978) пола­гает, что он символизирует трансцендентность, простоту, со­вершенство и чистоту.

Резюме

Наш опыт свидетельствует о том, что предложенные толко­вания символики цвета во многих случаях заслуживают дове­рия. В то же время необходимо учитывать, что у детей бывают цветовые причуды. Так, в конце семидесятых годов нынешне­го века багряный цвет был <<в большой моде». Поэтому в это время толкование странного обилия багряного цвета на дет­ском рисунке как признака паранойи представляется весьма сомнительным. Итак, при толковании символики цвета необ­ходимо учитывать современные цветовые пристрастия детей.

Широко распространенные детские символы

Следует учитывать, что ни один символ не имеет универ­сального значения. Каждый символ имеет несколько зна­чений. Соотнесенность символа с другими частями детского


рисунка определяет интерпретацию данного символа. Кроме того, символ может олицетворять позитивное или негативное качество в зависимости от того, как он используется на рисун­ке и как оценивается самим ребенком. Культурная среда ре­бенка также имеет немаловажное значение, поскольку в раз­личных культурах символ имеет различное значение.

Яблоки олицетворяют изобилие, любовь, радость, знание, мудрость, прорицание или обман и смерть (Cooper, 1978; do Vries, 1976). Дети обычно используют яблоко для обозначения потребности в эмоциональной заботе. Когда дети рисуют чер­вей в яблоках или говорят, что яблоки испортились, они ука­зывают на отсутствие конструктивного ухода за ними.

Птицы олицетворяют трансцендентность: «освобождение ОТ любой, слишком незрелой, неподвижной или окончатель­ной формы бытия... любого образа жизни, сковывающего стремление к высшей, более зрелой стадии психологического развития» (Jung, 1964. стр.149). Кроме того, птицы символи­зируют душу или вознесение души на небеса (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Судя по нашему опыту, птицы обычно появляют­ся на детских рисунках тогда, когда авторы их ощущают, как в их душах происходит некая трансформация.

Кошки имеют много значений. Они олицетворяют жела­ние, свободу и скрытность. Черная кошка символизирует не­счастье и смерть, игривость и грациозность (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Для ребенка кошка является центром его любви или олицетворяет потребность в любви.

Облака. Цвет облаков имеет важное значение. Белые обла­ка символизируют одухотворенность и чистоту. Черные обла­ка указывают на депрессию, бесчестье или горе. Кроме того, черные облака нередко олицетворяют препятствия на пути к истине и знанию (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Синие облака символизируют слезы и потребность выплакаться.

Собаки. Как и кошки, собаки имеют противоречивые зна­чения. Они символизируют преданность, бдительность, благо­родство, развращенность, любовь рыться в отбросах и ярость (de Vries, 1976). Для ребенка собака имеет такое же значение, как и кошка, хотя собака нередко олицетворяет более сильную и инстинктивную сторону души.

Огонь. Огонь символизирует обновление жизни, трансфор­мацию, очищение, страсть, зачатие, власть, защиту, покрови­тельство или разрушение (de Vries, 1976). Ребенок обычно вос­принимает огонь как нечто деструктивное и враждебное. Но


если огонь ассоциируется с бурным явлением природы, напри­мер с извержением вулкана, тогда он символизирует эмоцио­нальную разрядку или возможность трансформации, которая приведет к обновлению жизни.

Рыбы нередко выполняют роль фаллических символов. Они обозначают плодовитость, размножение, обновление и со­хранение жизни (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Хотя нам и не удалось обнаружить в детских рисунках подтверждение этому толкованию символики рыб, тем не менее было отмечено, что рыб рисовали мальчики в конце инкубационного периода бо­лезни.

Лошади символизируют жизнь и смерть, инстинктивную и животную природу, динамическую силу, благородство или ин­теллект (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Хотя эти толкования и не нашли подтверждения в детских рисунках, тем не менее изображения лошадей часто встречаются на рисунках девочек в возрасте 12 лет. Благодаря половому развитию многих дево­чек в этом возрасте лошадь нередко символизирует их ин­стинктивную, животную природу.

Дом нередко может иметь одно из следующих значений: жизнь и взаимоотношения в семье ребенка, непредубежденное отношение к посторонним людям, защита и покровительство, характер существующей структуры эго, связь с реальностью, относительная роль психологического прошлого и будущего в психологии ребенка, а также степень ригидности личности (Buck, 1948, 1978).

Дом без дымовой трубы нередко свидетельствует о неспо­собности ребенка выразить свои чувства в семейной обстанов­ке. Если из трубы идет густой дым, это свидетельствует о на­пряженной эмоциональной атмосфере в семье.

О существовании скрытой враждебности можно заклю­чить, если дом не имеет окон (особенно на нижнем этаже), на окнах задернуты занавески или дверь снабжена тяжелыми петлями и запорами. Дома без окон на нижнем этаже нередко указывают на желание сохранить в тайне какое-то событие.

Наклонившийся дом свидетельствует о потере психичес­кого равновесия (Spencer, 1969). Если дом перемещается, тогда можно заключить о наличии психического заболева­ния (Buck, 1948, 1978).

Луна редко появляется па детских рисунках. Луна вклю­чена в этот перечень распространенных символов потому, что


она олицетворяет противоположный род солнца и иногда ука­зывает на то, что ночью происходят некоторые события.

Горы являются символом постоянства, вечности, прочнос­ти и тишины (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Дети, которые ри­суют горы и ставят их в центр обсуждения рисунка, склонны толковать горы как символ постоянства или потребности иметь нечто постоянное в своей жизни.

Люди. Изображение человека на рисунке позволяет понять физическое и эмоциональное состояние ребенка в данный мо­мент, его устремления (кем он хотел бы стать) и общий подход к межличностным отношениям. Люди не всегда олицетворяют ребенка; они нередко символизируют важных лиц в психоло­гическом окружении ребенка (Buck, 1948, 1978).

Величина фигур отождествляется с силой: чем больше, тем сильнее. Время и место изображения на рисунке определенно­го лица по отношению к другим фигурам указывают на поло­жение и статус ребенка по отношению к этим людям. Если люди на рисунках проявляют силу или ведут сражения, это обычно указывает на наличие соперничества или агрессивнос­ти (Burns and Kaufman, 1970; di Leo, 1970).

Отсутствующие или преувеличенные части лица свиде­тельствуют о наличии проблемы, связанной с восприятием стимулов. Отсутствующие детали лица свидетельствуют об их отказе выполнять свои функции или указывают на стрем­ление ограничить диапазон восприятия. Преувеличенные части лица нередко свидетельствуют о том, что эти части подверглись облучению или их функции вызывают озабочен­ность ребенка (Buck, 1948, 1979; Burns and Kaufman, 1970). Маленькие размеры головы по отношению к остальной части тела указывают на психическое расстройство и депрессию (di Leo, 1970).

Отсутствие рук или ног указывает на то, что ребенок чув­ствует себя беспомощным или скованным, неспособным выйти из сложившегося положения. Направленные в разные стороны ноги и ступни могут указывать на чувство разочаро­вания и желание избавиться от сложившихся обстоятельств. (Однако для детей младшего возраста такое изображение ног является нормальным). Маленькие но сравнению с осталь­ной частью тела ноги позволяют заключить о нестабиль­ности личности. Акцентированное изображение рук свиде­тельствует о склонности к насильственным и агрессивным


 

действиям (di Leo, 1970). Такое изображение рук также может символизировать жестокое обращение с ребенком.

Если на теле, особенно в области гениталий, нарисована мишень, тогда у вас есть веские основания предположить, что ребенок подвергался или подвергается жестокому обращению или половому насилию.

Океан или вода. Здесь мы имеем дело с символами предвеч­ных вод, которые служат источником возникновения всех форм жизни. Они олицетворяют жизнь и смерть с последую­щим возрождением, океан жизни, который необходимо пере­сечь, или хаос и бесформенность, которые доминируют в жизни ребенка (Cooper, 1978; de Vries, 1976).

Дождь имеет два широких символических значения: изоби­лие и духовное откровение. Изобилие может означать плодоро­дие или проницательность, а духовное откровение — божест­венную благодать, блаженство или очищение (Cooper, 1978; de Vries, 1976). Изображение дождя на детских рисунках свиде­тельствует о грустном настроении ребенка. Дети обычно изобра­жают дождь на рисунках дома, что свидетельствует о наличии домашних проблем. Ливень с ураганом указывает на страдание и бурные чувства.

Солнце. В большинстве культур солнце олицетворяет муж­скую силу. В то же время существуют культуры, в которых солн­це символизирует женскую силу (Cooper, 1978, стр. 162). Солнце исцеляет и возрождает. Оно источник мудрости и чистоты. Кроме того, солнце может олицетворять пламя, присущее либи­до. На детских рисунках солнце обычно олицетворяет теплоту и обеспечивает рост. Солнце нередко символизирует человека, сердечность и понимание которого помогают ребенку в психо­логическом развитии. В то же время заход солнца может олице­творять депрессию или смерть. Восход солнца обычно символи­зирует рождение и обновление. Когда солнце «неправильно» расположено на рисунке (т. е. в нижнем правом углу листа бума­ги), тогда можно заключить о наличии существенных проблем во взаимоотношениях между отцом и ребенком (т. е. о таких вза­имоотношениях, в которых имеет место совращение или изнаси­лование).

Дерево олицетворяет пять граней психики ребенка: бессо­знательное представление о психологической сфере в целом, бессознательное представление о развитии, психо-сексуальный уровень развития и зрелости, связь с реальностью и ощущение внутриличностного равновесия. Предполагается,


что изображение дерева на рисунках способствует форми­рованию ассоциаций, связанных с жизненной ролью и спо­собностью ребенка получать радость от своего окружения (Buck, 1948, 1978).

Контуры дерева, плавно уходящие вверх от прочного осно­вания, указывают на переход внутренней сущности от базовой реальности к эмоциональной нереальности.

Засохшее дерево символизирует психологическое состоя­ние ребенка. Засохшие ветви нередко отражают такие пси­хологические травмы, как утрата любимого человека (Bluestein, 1978).

Устремленные к солнцу ветви свидетельствуют о глубокой потребности в доброжелательном отношении. Если вершина дерева уходит за пределы листа бумаги, тогда можно заклю­чить о склонности ребенка к бегству от реальности в область фантазии, способной доставить ему чувство радости.

Наклон дерева в направлении движения руки ребенка в процессе рисования свидетельствует о стремлении ребенка установить контроль над своими чувствами или спастись от доминирующей личности, которую он изобразил на рисунке. Наклон дерева в противоположную сторону указывает на желание ребенка, чтобы все было так, как в доброе старое время. Движущееся дерево обычно ассоциируется с неисто­вой силой, направленной на это дерево со стороны окружаю­щих (Buck, 1948, 1978).

Ствол дерева составляет основу для суждения о психологи­ческой силе ребенка. Сломанный ствол свидетельствует о на­личии у ребенка глубокой психологической травмы. Если ствол обезображен или имеет согнутые, сломанные или засох­шие ветви, это означает, что в прошлом имела место психоло­гическая травма. Положение повреждения на стволе иногда соответствует возрасту ребенка, когда имела место психологи­ческая травма. Если ствол дерева не связан с кроной, тогда у вас есть все основания предполагать существование внутри-личностного конфликта


Просмотров: 212

Вернуться в категорию: Декор

© 2013-2017 cozyhomestead.ru - При использовании материала "Удобная усадьба", должна быть "живая" ссылка на cozyhomestead.ru.