рус | укр

Главная

Контакты

Навигация:
Арсенал
Болезни
Витамины
Вода
Вредители
Декор
Другое
Животные
Защита
Комнатные растения
Кулинария
Мода
Народная медицина
Огород
Полесадник
Почва
Растения
Садоводство
Строительство
Теплицы
Термины
Участок
Фото и дизайн
Хранение урожая









Теоретическая основа: юнгианский подход

Фантазии нередко рассматриваются как «глупые, ребячес­кие и непродуктивные». Я полагаю, что опасения по поводу фантазий отчасти возникли под влиянием Фрейда, который считал такой стиль коммуникации регрессивным, инфантиль­ным и патологическим. В принципе Фрейд рассматривал бес­сознательное как вместилище негативных, первобытно-агрес­сивных и сексуальных влечений, которые нуждаются в подав­лении, контроле и сублимации. При этом эго отводилась доминирующая роль посредника, а адаптации к внешнему миру придавалось первостепенное значение.

С другой стороны, Юнг занял совершенно иную позицию, которая в 1912 году привела к расколу между ним и Фрейдом. В «Эссе о двух типах мышления» (которое впоследствии было издано под названием «Символы трансформации», 1956 г.) Юнг проанализировал символизм, представленный в дневнике девочки, и с доверием отнесся как к рациональному, вербаль­ному, направленному мышлению, так и к нерационально­му, ненаправленному мышлению. Первый тип мышления он рассматривал как логический компонент мышления, который помогает индивиду адаптироваться к внешнему миру и осу­ществлять действия в рамках причинно-следственных ря­дов. Второй тип мышления он рассматривал как спонтанный


компонент мышления, который реализуется без усилий и спо­собствует фантазированию в форме образов и символов.

Подход Фрейда к образам, порожденным фантазией, Юнг считал слишком ограниченным. Разумеется, порождения фан­тазии могут носить патологический характер, но на другом уровне, как полагал Юнг, формирование символов отражает стремление психики к развитию, а в случае психологической травмы — и к самоисцелению. Другими словами, Юнг (1964) верил, что рассмотрение образов и символов бессознательного как эффективных и действенных факторов позволяет внутрен­ней жизни раскрываться и развиваться.

С точки зрения Юнга, структура личности имеет три уровня: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Он рассматривал эго как центр сознательной сферы, «Я», о сущест­вовании которого мы знаем. Личное бессознательное заключает в себе подавленные, вытесненные и неразвитые влечения, ин­стинкты и неприятные желания, поступки и воспоминания, ис­токи которых уходят в раннее детство (в какой-то мере личное бессознательное имеет сходство с фрейдовским ид). Содержания коллективного бессознательного отражают архетипические про­цессы. Описывая коллективное бессознательное как «хранили­ще» общих знаний и переживаний, накопленных человечеством за последние 3 миллиона лет в борьбе за выживание, Юнг пола­гал, что на протяжении всего своего существования люди стал­кивались с одними и теми же кризисными ситуациями, и поэто­му психика сформировала «внутренние» решения этих проблем. Эти «бессознательные решения» нередко находят символичес­кое выражение посредством образов сновидений и грез. В таких случаях эти решения подлежат интеграции в сферу сознания эго. Один из путей, способствующих такой интеграции, Юнг видел в превращении символов или образов в осязаемые факты с помощью таких форм деятельности, как занятия живописью, рисунком, литературой (сочинение стихов и рассказов), керами­кой, танцами и пантомимой.

Центральный организующий принцип коллективного бес­сознательного Юнг назвал архетипом «самости». Самость можно сравнить с архетипическим образом бога, который су­ществует в каждом из нас и стремится помочь нам реализовать потенциальные возможности и единство целостной личности. Она составляет субстрат психики, из которого рождаются сно­видения, поэтому познание самости выражается в картинах, образах и языке символизма и метафор. В отличие от эго,


самость не ограничена условностями места и времени. Ее инте­ресует «данный момент», ощущения бессмертия, неуничтожи­мое™ и сфера возможностей и желаний. Она составляет ту часть нашей души, которая полагает, что мы «можем стать кем угодно» и «сделать все, что угодно». Она нередко «игнори­рует» сферу эго и роль упорного труда, практики и настойчи­вости, которые необходимы для претворения желаний в жизнь. Интуиция составляет основную форму реализации самости. Реализация эго осуществляется с помощью логичес­ких и дедуктивных процессов мышления.

Юнг (1964) предостерегал от опасности идеализации само­сти. Самость имеет положительный и отрицательный аспек­ты: целительные возможности и инфляционные иллюзии. За­дача психологического развития состоит в достижении сбалан­сированной коммуникации между эго и самостью.

Интересно отметить, что за последние десять лет эти идеи Юнга получили существенную психологическую поддержку (Ornstein, 1972). В настоящее время существуют основания полагать, что левое полушарие мозга выполняет функции со­знания эго, тогда как правое полушарие контролирует симво­лические проявления самости (Rossi Е., 1977).

Просмотров: 305

Вернуться в категорию: Декор

© 2013-2019 cozyhomestead.ru - При использовании материала "Удобная усадьба", должна быть "живая" ссылка на cozyhomestead.ru.