рус | укр

Главная

Контакты

Навигация:
Арсенал
Болезни
Витамины
Вода
Вредители
Декор
Другое
Животные
Защита
Комнатные растения
Кулинария
Мода
Народная медицина
Огород
Полесадник
Почва
Растения
Садоводство
Строительство
Теплицы
Термины
Участок
Фото и дизайн
Хранение урожая









Схемы систем смазки

Для ознакомления с устройством и действием комбинированной
системы смазки рассмотрим схемы систем смазки некоторых двига-
телей.

У дизеля СМД-14 масло заливается в поддон 15(рис. 151) через
заливную горловину с фильтрующей сеткой. Уровень его в поддоне кон-
тролируется по меткам на масломерной линейке. Сливается масло че-
рез отверстие в поддоне, закрываемое пробкой.

Из поддона 15картера масло через сетку маслоприемиика 1заса-
сывается шестеренчатым насосом 3 и подается по каналам в блок-кар-
тере в фильтр
9— полнопоточную центрифугу. В ней небольшая часть
масла проходит через форсунки ротора и создает реактивный момент,
вращающий его с высокой скоростью. Затем это масло по каналу
14
сливается в поддон 15картера. Другая часть масла подвергается цен-
тробежной очистке и через переключатель И поступает в радиатор 8,
в котором охлаждается.

Очищенное и охлажденное масло направляется в канал 4(глав-
ную магистраль), идущий вдоль блок-картера. Из главной магистрали
4по каналам в поперечных перегородках блок-картера масло попадает
к коренным подшипникам. От них часть масла по наклонным каналам
в валу поступает в полость шатунных шеек. В этих полостях происхо-
дит дополнительная (центробежная) очистка масла, которое затем сма-
зывает трущиеся поверхности вкладышей и шатунных шеек.

Масло, снимаемое маслосъемными кольцами и стекающее в под-
дон картера, а также выдавливаемое из зазоров коренных и шатунных
подшипников, разбрызгивается вращающимся коленчатым валом. Об-
разующийся при этом масляный туман смазывает трущиеся поверхно-
сти гильз цилиндров, поршней, поршневых пальцев и втулок верхних
головок шатунов,



Опорные шейки распределительного вала смазываются маслом,
поступающим по каналам в поперечных перегородках блок-картера or
первого, третьего и пятого коренных подшипников.

В третьей шейке распределительного вала сделан наклонный ка-
нал, который один раз за каждый оборот соединяет отверстие, подво-
дящее масло к этой шейке, с вертикальным каналом
16в блок-картере
и с его продолжением — каналом 7 в головке цилиндров. Это дает воз-
можность подавать масло пульсирующим потоком по трубке 6 во внут-
реннюю полость валиков коромысел и из нее через отверстия в валиках
ко втулкам коромысел. Маслом, вытекающим из втулок коромысел и
разбрызгиваемым движущимися витками пружин, смазываются тру-
щиеся поверхности штанг, регулировочных болтов и клапанов. Стекаю-
щее по штангам в поддон картера масло попадает на трущиеся по-
верхности толкателей и кулачков распределительного вала и сма-
зывает их.

К подшипнику промежуточной шестерни масло подводится от ка-
нала в первой поперечной перегородке блок-картера по сверлению в оси
шестерен. Из главной масляной магистрали по трубке, а затем по кана-
лам в стенке картера распределительных шестерен и установочном
фланце масло поступает к трущимся поверхностям втулки шестерни
привода топливного насоса и цилиндрической части установочного
фланца.

Подшипники водяного насоса и генератора периодически получают
смазку через масленки.

Зубья распределительных шестерен смазываются маслом, поступа-
ющим из радиальных отверстий в оси и теле промежуточной шестерни,
а также маслом, вытекающим из переднего подшипника распредели-
тельного вала и втулки шестерни привода топливного насоса.

Для контроля давления и температуры масла в главной магистра-
ли на щитке контрольных приборов установлены указатель давления
и дистанционный указатель температуры.

Нормальная температура масла в дизеле, загруженном на полную
мощность, должна находиться в пределах 80—95° С. При такой тем-
пературе и номинальной частоте вращения коленчатого вала дизеля
давление масла должно составлять 0,25—0,45 МПа. Минимальное дав-
ление масла в системе допускается ие ниже 0,08 МПа.

В системе смазки предусмотрено три автоматически работающих
клапана: редукционный масляного насооса, предохранительный и слив-
ной.

Редукционный клапан 2перепускает масло из нагнетательной по-
лости масляного насоса в поддон картера при повышенной вязкости
масла (например, при пуске холодного дизеля). Клапан отрегулирован
на давление 0,7—0,8 МПа.

Предохранительный клапан 10перепускает масло непосредственно
в главную масляную магистраль
4,мимо фильтра 9,при сильном за-
грязнении фильтра и при повышенной вязкости масла. Клапан отрегу-
лирован на перепад давления 0,30—0,45 МПа.

Сливной клапан 12перепускает масло в поддон картера, когда
давление масла в главной магистрали
4выше 0,25—0,45 МПа.

В зимний период, если при закрытой шторке радиатора и работе
дизеля с полной нагрузкой температура масла становится ниже 75° С,
радиатор 8 нужно отключить, изменив положение переключателя 11.
В этом случае штифт переключателя выходит наружу.

Описанная выше комбинированная система смазки с полнопоточ-
ной центрифугой характерна для двигателей СМД-60, Д-50, Д-240,
Д-37Е, Д-21, ЗИЛ-130, А-41, А-01М.

У дизелей А-41 и А-01М шестеренчатый насос разделен на две сек-
ции: основную (нагнетательную) и радиаторную. Нагнетательная сек-
ция подает масло в главную магистраль через полнопоточную центри-
фугу, а радиаторная — непосредственно в радиатор для охлаждения.

В дизелях СМД-60 для обеспечения подачи масла в систему смаз-
ки перед запуском предусмотрен шестеренчатый насос предпусковой
прокачки масла. Шестерня привода этого насоса находится в постоян-
ном зацеплении с шестерней пускового двигателя. После запуска по-
следнего насос подает масло из поддона картера через специальный
клапан в главную магистраль дизеля. Когда дизель вступит в работу,
клапан перекрывает доступ масла из блок-картера в насос.

На дизелях ЯМЗ-240 также установлен предпусковой шестеренча-
тый масляный насос, но привод его от электродвигателя (автономный).
Управление насосом — дистанционное, из кабины водителя.

В двигателе ГАЗ-53 масло через маслоприемник 13(рис. 152,а) и
трубку
12засасывается в основную 9(верхнюю) секцию масляного на-

Рис. 152. Схема системы смазки двигателя ГАЭ-53:

 

а — схема смазкн; б — схема подачи масла к правой головке цилиндров для смазкн газораспреде-
лительного механизма (разрез по второй шейке распределительного вала); в—схема подачи
масла к приводу прерывателя-распределителя зажигания: 1— радиатор;
2 —кран включения мас-
ляного радиатора;
3— предохранительный клапан; 4 —полость в оси коромысел; 5— центрифуга;
6— канал в блок-картере для подачи масла к головкам цилиндров; 7 — главная масляная маги-
страль; 8— масляная магистраль к центрифуге; 9—основная секция масляного насоса;
10— до-
полнительная секция масляного насоса;
11— редукционный клапан дополнительной секции масляного
насоса;
12— трубка; 13— маслоприемннк; 14— поддон картера; 15— полость в шатунной шейке;
16— канал в коленчатом валу; 17— трубка; 18—редукционный клапан главной масляной магистра-
ли; /9—шланг слива масла из масляного радиатора;
20— отверстие; 21, 26— каналы в блок-карте-
ре;
22 —канавка на шейке распределительного вала; 23 —втулка; 24—шейка распределительного
вала;
25— отверстие в корпусе привода прерывателя-распределителя; 27 —полость.

coca. Из этой секции масло по каналу в блок-картере подается в глав-
ную масляную магистраль 7, проходящую несколько выше распреде-
лительного вала. Из главной масляной магистрали 7 масло поступает
к коренным подшипникам коленчатого вала и к втулкам распредели-
тельного вала. От коренных шеек через каналы
16в коленчатом валу
масло подается в полость
15шатунных шеек, а из них — к шатунным
подшипникам.

От второй и четвертой втулок распределительного вала масло по-
ступает по каналам в головках цилиндров пульсирующим потоком в
полые оси коромысел и далее через отверстия в осях в каналы коромы-
сел, а оттуда по сверлениям в регулировочных винтах к верхним нако-
нечникам штанг. На второй и четвертой шейках распределительного
вала имеется по две канавки. Когда канавка 22 (рис. 152,6) соединит
отверстие 20 в блок-картере с каналом 6, масло из главной масляной
магистрали 7 по каналу
21,канавке 22и каналу 6попадет в каналы
головки цилиндров.

Привод прерывателя-распределителя смазывается маслом, посту-
пающим из зазора между пятой шейкой распределительного вала и ее
втулкой, по каналу
26(рис. 152, в) в блок-картере, полости 27и от-
верстию
25в корпусе привода.

Просмотров: 1882

Вернуться в категорию: Арсенал

© 2013-2020 cozyhomestead.ru - При использовании материала "Удобная усадьба", должна быть "живая" ссылка на cozyhomestead.ru.