рус | укр

Главная

Контакты

Навигация:
Арсенал
Болезни
Витамины
Вода
Вредители
Декор
Другое
Животные
Защита
Комнатные растения
Кулинария
Мода
Народная медицина
Огород
Полесадник
Почва
Растения
Садоводство
Строительство
Теплицы
Термины
Участок
Фото и дизайн
Хранение урожая









Шатуны и шатунные подшипники

Шатун соединяет поршень с коленчатым валом и передает усилий,
действующие на поршень, коленчатому валу.

Шатун должен быть прочным, жестким и легким. Его штампуют из
высококачественной углеродистой или легированной стали, после чего
подвергают механической и термической обработке.

Различают следующие элементы шатуна: верхнюю головку 13 (рис.
59), соединенную при помощи пальца с поршнем, стержень 5 и нижнюю
головку 17.

Рис. 59. Шатуны двигателей: а — Д-160; б —А-41, А-01М и ЯМЗ; в — ГАЗ-52; г —СМД-14: 1, 14 — отверстия для впрыски- вания масла; 2 — втулка верхней головки шатуна; 3 — канал для подвода масла к втулке верхней головкн шатуна; 4 — шатунный болт; 5 — стержень; 6 — штифт; 7 — нижний вкла- дыш; 8 — установочный штнфт крышки шатуна; 9 — шплинт; 10 — гайка; // — крышка ниж- ней головкн шатуна; 12 — верхний вкладыш; 13— верхняя головка шатуна; 15 — замковая шайба; 16 — сверление в нижней головке шатуна; 17 — нижняя головка шатуна.

 

Стержень 5 шатуна обычно двутаврового сечения. В верхнюю голоэ-
ку 13 шатуна запрессовывают латунную или бронзовую втулку 2с от-
верстиями и кольцевыми канавками для подвода масла к поверхности
пальца. В шатунах двигателей Д-41, А-01М, ЯМЗ, СМД^бО и Д-160 мас-
ло к втулке 2 верхней головки подается принудительно из нижней го-
ловки по каналу 3 (рис. 59,а). У двигателей ГАЗ-52, ГАЭ-53, ЗЙЛ-130
и других масло во втулку верхней головки подается нерез отверстие 14
(рис. 59, в и з) разбрызгиванием. В двигателе Д-160 часть масла, по-
даваемого под давлением по каналу 3 (рис. 59, а) во втулку 2, выбрыз-
гивается через два отверстия 1 в верхней головке шатуна на внутрен-
нюю поверхность днища поршня и охлаждает его.

Во избежание трения о бобышки поршня верхняя головка шатуна
имеет длину, на 2—4 мм меньшую, чем расстояние между торцами бо-
бышек поршня.

Нижняя головка шатуна для соединения с коленчатым валом дела-
ется разъемной. Исключение составляют двигатели ПД-8, ГЩ-ШУ и его
модификации, у которых коленчатый вал разборный, а нижняя головка
неразъемная.

Съемная часть нижней головки шатуна называется крышкой. Пло-
скость разъема нижней головки обычно перпендикулярна оси шатуна.
У двшателей А-41, А-01М, СМД-60 и ЯМЗ (рис. 59,6) для обеспечения
возможности установки шатуна через цилиндр разъем нижней головки
сделан под углом к оси стержня шатуна.

У двигателей Д-37Е, А-41 и А-01М, СМД-60 и ЯМЗ крышка //фик-
сируется треугольными шлицами и крепится к шатуну двумя болтами,
которые ввертываются в резьбовые отверстия в теле шатуна и стрпорят-
ся специальными пластинами (замковыми шайбами) 15.

У двигателей Д-160 и СМД-14 крышка 11 (рис. 59, а, и г) крепится
к шатуну двумя шлифованными шатунными болтами 4 с корончатыми
гайками 10. Болты плотно входят в отверстия шатуна и его крышки, бла-
годаря чему обеспечивается точная их фиксация. Гайки стопорятся
шплинтами 9, У двигателя ГАЭ-53 гайки шатунных болтов стопорятся
контргайками.

Шатунные болты и их гайки изготовляют из легированной стали и
подвергают термической обработке (закалке и отпуску). Чтобы при
затяжке гаек болты не проворачивались, их головки имеют писцу
(ГАЗ-52, ЗИЛ-130, СМД-14) или удерживаются штифтами 6 (напри-
мер, Д-160). Гайки шатунных болтов затягивают динамометрическим
ключом.

У двигателей. ГАЗ-52 и ГАЗ-БЗ нижняя головка щатуна распо-
ложена несимметрично относительно средней плоскости стержня
(рис. 59, в).

Шатуны двигателей ГАЗ-52, ГА3^53 и ЗИЛ-130 в нижней головке
имеют небольшое сверление 16, через которое периодически фонтаниру-
ет масло, подводимое к шатунному подшипнику. Этим маслом смазыва-
ются зеркало цилиндра, кулачки распределительного вала и толкатели.

Отверстие в нижней головке шатуна, служащее постелью ДЛЯ уста-
новки шатунного подшипника, обрабатывается с большой точностью.
Верхняя часть нижней головки шатуна и крышка обрабатываются со-
вместно, поэтому переставлять крышку с одного шатуиа иа другой нельзя.
На поверхности обеих половин нижней головки шатуна ет&вятея одина-
ковые цифры (номера) или метки спаренности, в соответствии с которы-
ми соединяют крышку с шатуном и шатун с поршнем соответствующего
цилиндра.

У двигателей ЗИЛ-130 на стержне шатуна в нижней части имеется
небольшая бобышка. Шатуны левой группы цилиндров устанавливают в
поршень так, чтобы бобышка была направлена в одну сторону с уста-
новочной лыской 8 (см. рис. 49), то есть в сторону передней части ко-
ленчатого вала. Шатуны правой группы цилиндров устанавливают бо-
бышкой по направлению к маховику.

У двигателей А-41, А-01М и ЯМЗ на нижних головках шатунов со
стороны короткого болта 4 (рис. 59, б) и на крышках нанесены метки
спаренности. При установке шатунов двигателей ЯМЗ на коленчатый вал
короткие плечи их нижних головок должны быть обращены в противо-
положные стороны.

Для обеспечения уравновешенности двигателя отклонение массы
отдельных шатунов в пределах комплекта их для одного двигателя
должно быть минимальным. Разница массы шатунов одного двигате-
ля ГАЗ-52 не должна превышать 8 г, а у двигателя Д-240—10 г.

В нижние головки шатунов устанавливают подшипники скольже-
ния. Исключение составляют двигатели ПД-8, ПД-10У и его модифика-
ции, имеющие в нижней головке шатуна подшипник качения.

Шатунные подшипники большинства двигателей представляют со-
бой тонкостенные вкладыши (рис. 60), изготовленные из стальной ленты
толщиной 1—3 мм, внутренняя поверхность которой для уменьшения тре-
ния и износа шеек коленчатого вала покрыта тонким слоем антифрик-
ционного сплава (баббита, свинцовистой бронзы, алюминиевого). Тол-
щина слоя антифрикционного сплава колеблется в пределах 0,40—
0,90 мм.

Баббиты обладают малым коэффициентом трения, хорошо удержи-
вают масляную пленку, но их механические свойства понижаются с по-
вышением температуры. Например, твердость баббита Б83 при повы-
шении температуры от 20 до 100°С снижается примерно на 60%. По-
этому при нагрузках, превышающих 10 МПа, и температуре подшипни-
ка, большей 60—70° С, применяют свинцовистую бронзу или алюминие-
вые сплавы: АСМ, содержащий добавки сурьмы (3,5—4,5%) и магния
(0,3—0,7%); А0-20 (ГОСТ 9170—69), содержащий добавки олова
(17,5—22,5%) и меди (0,7—1,3%).

Осевые смещения и проворачивания вкладышей предотвращаются
их выступами —усиками 2, входящими в канавки в шатуне и его нижней
крышке (СМД-60, Д-160, ЯМЗ, ГАЗ-53, ЗИЛ-130) и натягом, с которым
вкладыши устанавливают в нижнюю головку шатуна.

Сталеалюминиевые вкладыши по всей поверхности покрывают сло-
ем олова толщиной 0,003—0,009 мм. Лужение способствует быстрой
приработке внутренней поверхности вкладышей к шейке коленчатого ва-
ла и плотному прилеганию наружной поверхности вкладышей к внут-
ренней поверхности нижней головки шатуна, а следовательно, надеж-
ному отводу тепла от подшипника. Между сталеалюминиевым вклады-
шем шатунного подшипника и шейкой вала имеется зазор 0,03—0,13 мм
для создания масляного слоя.

У некоторых двигателей, чтобы создать зазор между верхней частью

вкладышей и шейкой коленчатого
вала, у места стыка вкладышей
сделаны продольные по всей длине
сплошные срезы (лыски) шириной
в несколько миллиметров и глуби-
ной 0,03—0,04 мм. С этой же целью
в дизелях СМД-14 вкладыши спро-
филированы таким образом, что
размер отверстия по плоскости разъ-
ема примерно на 0,06 мм больше,
чем в перпендикулярном направле-
нии.

Рис. 60. Вкладыш шатунного подшип- ника:
1 — цилиндрическая выемка;2 — фиксиру- ющий выступ (усик); 3 — отверстие для прохода масла.

Вкладыши шатунных подшип-
ников взаимозаменяемы, то есть их
можно устанавливать в шатун без
подгонки по месту, обеспечивая при этом необходимый зазор между
подшипником и шейкой вала.

Шатунные подшипники не регулируются. Изношенные вкладыши
заменяются новыми нормального или ремонтного размера.

Применение тонкостенных вкладышей дает следующие преимуще-
ства: уменьшаются габариты и масса нижней головки шатуна, упроща-
ется ремонт, удешевляется стоимость вкладышей,

Просмотров: 2302

Вернуться в категорию: Арсенал

© 2013-2020 cozyhomestead.ru - При использовании материала "Удобная усадьба", должна быть "живая" ссылка на cozyhomestead.ru.